Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Пыжовой И.А.,
судей Романовой Н.В., Рудь Т.Н.,
при секретаре Захаровой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 1 октября 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Новодвинск" на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 21 июля 2015 года, которым постановлено:
"заявление М.О.А. в интересах несовершеннолетнего М. о признании бездействия администрации муниципального образования "Город Новодвинск" по непредоставлению места в дошкольном образовательном учреждении незаконным удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования "Город Новодвинск" по непредоставлению места в дошкольном образовательном учреждении М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Новодвинск" обеспечить М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Новодвинска Архангельской области".
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.О.А. обратилась в суд с заявлением в интересах несовершеннолетнего М. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Новодвинск" (далее - администрация МО "Город Новодвинск"), выразившегося в непредоставлении ее несовершеннолетнему сыну места в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ). Просила обязать администрацию МО "Город Новодвинск" обеспечить М. местом в ДОУ на территории города Новодвинска.
В обоснование заявленных требований указала, что ребенок был поставлен на учет для определения в ДОУ, но до настоящего времени место в детском саду не предоставлено.
М.О.А. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Администрация МО "Город Новодвинск" в судебное заседание своего представителя не направила, просила рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленного отзыва следует, что администрация МО "Город Новодвинск" с заявленными требованиями не согласна.
Суд принял указанное решение, с которым не согласилась администрация МО "Город Новодвинск". В апелляционной жалобе представитель Царева М.В. просит решение суда отменить.
С учетом п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полагает, что к участию в деле в качестве заинтересованного лица должно быть привлечено также министерство образования и науки Архангельской области.
В МО "Город Новодвинск" в детских дошкольных учреждениях количество групп требуемой возрастной категории явно недостаточно для обеспечения всех нуждающихся; переполненность групп детьми приведет к нарушению санитарных норм и условий образовательного процесса, к нарушению условий лицензии, и, как следствие, применение установленных законом санкций к ДОУ, вплоть до приостановления деятельности.
Указывает на то, что место в дошкольном образовательном учреждении будет предоставлено ребенку заявителя в порядке очередности, поскольку внеочередное предоставление ему места в детском саду будет противоречить действующему федеральному законодательству и нормативно-правовым актам, определяющим порядок приема детей в образовательные учреждения, а также нарушать права несовершеннолетних детей, родители которых обратились с заявлениями ранее.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав М.О.А., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), последний регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ст. 3 Федерального закона от 8.03.2015 N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Судом первой инстанции установлено, что М.О.А. приходится матерью несовершеннолетнему М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
М.О.А. и ее сын зарегистрированы и проживают в "адрес".
18 марта 2014 года М.О.А. обратилась в комиссию по комплектованию дошкольных образовательных учреждений администрации МО "Город Новодвинск" с заявлением о предоставлении сыну места в детском саду. Данное заявление было принято. Однако до настоящего времени ребенок местом в ДОУ не обеспечен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил нарушение прав несовершеннолетнего М. на получение бесплатного дошкольного образования и пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию МО "Город Новодвинск" обязанности по предоставлению ребенку заявителя места в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории г. Новодвинска.
С данным выводом судебная коллегия согласна.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В силу п.п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичное положение закреплено в ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании".
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста.
На основании ст. ст. 5, 28, 29 Устава МО "Город Новодвинск" администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, в сфере организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
Пунктом 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N1014, предусмотрено, что образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Постановлением администрации МО "Город Новодвинск" от 31 марта 2013 года N408 с последующими изменениями и дополнениями утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений муниципального образования "Город Новодвинск", реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в соответствии с которым в образовательные учреждения принимаются дети в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет, проживающие на территории муниципального образования "Город Новодвинск".
Таким образом, при достижении несовершеннолетними указанного возраста и наличии заявления родителей (законных представителей), поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.
Как следует из материалов дела, М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на обеспечение местом в дошкольном образовательном учреждении.
Между тем, администрацией МО "Город Новодвинск" обязанность по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении не исполнена, в связи с чем, нарушено конституционное право на бесплатное дошкольное образование.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно обязал администрацию МО "Город Новодвинск" обеспечить сына заявителя местом в дошкольном образовательном учреждении на территории г. Новодвинска.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены судебного решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального законодательства не допущено.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 21 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Новодвинск" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.А. Пыжова
Судьи
Н.В. Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.