Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Чуньковой Т.Ю.,
судей: Корытниковой Г.А., Лавник М.В.,
при секретаре: Михайловой О.В.,
заслушав в открытом судебном заседании в апелляционной инстанции по докладу судьи Чуньковой Т.Ю.
гражданское дело по апелляционной жалобе начальника УПФР (ГУ) в Рудничном районе г. Прокопьевска Сорокина В.М. на решение Рудничного районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 20 апреля 2015 года
по иску Усынина О.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Прокопьевске Кемеровской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Усынин О.Г. обратился в суд с иском к УПФР (ГУ) в Рудничном районе г. Прокопьевска о назначении досрочной трудовой пенсии.
Свои требования мотивирует тем, что 18.08.2014 г. он обратился в УПФР (ГУ) в Рудничном районе г. Прокопьевска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. 11 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.
Решением УПФР (ГУ) в Рудничном районе г. Прокопьевска от 17.11.2014 г. N ему было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия специального стажа, поскольку в специальный стаж не был зачтен период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 26.06.1989 г. по 28.05.1991 г., так как служба в вооруженных силах не предусмотрена Правилами от 11.07.2002 г. N 516.
Считает отказ в назначении ему досрочной трудовой пенсии незаконным.
Истец просит суд признать незаконным решение УПФР (ГУ) в Рудничном районе г. Прокопьевска N от 17.11.2014 г. об отказе в назначении ему пенсии; обязать УПФР (ГУ) в Рудничном районе г.Прокопьевска включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по п. 11 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с 26.06.1989 г. по 28.05.1991 г. и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 18.08.2014 г.; взыскать с УПФР (ГУ) в Рудничном районе г. Прокопьевска расходы за нотариальное удостоверение доверенности в размере "данные изъяты" рублей и расходы, понесенные на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании представитель истца Усынина О.Г. - Трубицин Д.В., действующий на основании доверенности от 18.12.2014 г., выданной сроком на три года, на исковых требованиях настаивал.
Представитель УПФР (ГУ) в Рудничном районе г. Прокопьевска Смирнова А.А., действующая на основании доверенности от 01.10.2014 г., выданной сроком на один год, иск не признала.
Истец Усынин О.Г. в судебное заседание не явился.
Решением Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 20 апреля 2015 года постановлено: Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда (ГУ) в Рудничном районе г. Прокопьевска N от 17.11.2014 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного Фонда (ГУ) в Рудничном районе г. Прокопьевска включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период прохождения службы в вооруженных силах СССР с 26.06.1989 г. по 28.05.1991 г. (1 год 11 месяцев 2 дня).
Обязать Управление Пенсионного Фонда (ГУ) в Рудничном районе г. Прокопьевска назначить Усынину О.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с 18.08.2014 г.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда (ГУ) в Рудничном районе г. Прокопьевска единовременно расходы на представителя в размере "данные изъяты" рублей ( "данные изъяты" рублей 00 копеек).
В апелляционной жалобе начальник УПФР (ГУ) в Рудничном районе г. Прокопьевска Сорокин В.М. просит отменить решение суда как незаконное, указывая, что Правилами исчисления периодов работы, дающей на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 11.07.2002 г. N 516 предусмотрен конкретный перечень периодов, включаемых в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наряду с работой, обусловленной выполнением трудовых обязанностей по характеру и условиям труда соответствующим занимаемой должности, на которую принят работник, при этом данными Правилами период прохождения военной службы по призыву, не предусмотрен.
Кроме того, в силу ст. 90 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации включается в общий трудовой стаж наравне с работой, предусмотренной в ст. 89 Закона, при этом данный закон, регулирующий правоотношения, связанные назначением досрочной трудовой пенсии по старости, был введен в действие с 01.01.1992 г., в связи с чем спорный период мог быть включен только в общий стаж.
На апелляционную жалобу Усыниным О.Г. принесены возражения.
Определением Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 30 июля 2015 года произведена замена ответчика с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Рудничном районе г. Прокопьевска на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Прокопьевске Кемеровской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а рабочим ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Материалами дела и судом первой инстанции установлено, что 18.08.2014 г. Усынин О.Г. обратился УПФР (ГУ) в Рудничном районе г. Прокопьевска с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Решением УПФР (ГУ) в Рудничном районе г. Прокопьевска Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17.11.2014 г. N Усынину О.Г. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа на соответствующих работах и установлено, что специальный стаж истца на дату обращения составил 24 года 1 месяц 10 дней, при этом в специальный стаж не был включен период прохождения действительной военной службы с 26.06.1989 г. по 28.05.1991 г., поскольку Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, не предусмотрено включение периодов прохождения действительной военной службы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (л.д. 14).
Согласно записям, содержащимся в трудовой книжке и военном билете Усынина О.Г., копии которых представлены в материалы дела, истец в период с 26.06.1989 г. по 28.05.1991 г. проходил службу в рядах Советской Армии, а до призыва работал в качестве проходчика подземного "данные изъяты" с полным рабочим днем под землей.
После демобилизации из рядов Советской Армии Усынин О.Г. также работал проходчиком подземным "данные изъяты" (л.д. 6, 33).
Истец Усынин О.Г. полагает, что данный период общественно-полезной деятельности необоснованно не включен в специальный стаж работы, учитываемый при назначении трудовой пенсии по старости по подп. 11 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент прохождения Усыниным О.Г. службы в рядах Советской Армии в период с 26.06.1989 г. по 28.05.1991 г. действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, предусматривающее включение в специальный стаж, учитываемый при назначении пенсии на льготных условиях, периодов службы в вооруженных силах СССР, и пришел к правильному выводу о включении в специальный стаж указанного спорного периода.
Согласно данным военного билета, копия которого представлена в материалы дела, Усынин О.Г. проходил действительную военную службу с 26.06.1989 г. по 28.05.1991 г. (л.д. 33).
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации.
В период прохождения истцом военной службы на территории Российской Федерации действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590.
В соответствии с подп. "к" п. 109 названного Положения кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16) периоды, указанные в подп. "к" приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из трудовой книжки Усынина О.Г. усматривается, что с 20.12.1988 г. истец работал учеником проходчика на Шахта " "данные изъяты""; с 04.04.1989 г. переведен проходчиком подземным 5 разряда. 26.06.1989 г. был уволен в связи с призывом в Советскую Армию.
После окончания срочной службы 05.08.1991 г. истец был принят на шахту " "данные изъяты"" подземным проходчиком "данные изъяты".
Таким образом, истец до службы в Вооруженных силах СССР и после окончания действительной военной службы работал в должностях и профессиях, работа в которых учитывается при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что даёт право приравнять военную службу к указанной трудовой деятельности и включить указанный период в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П указывается на недопустимость ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж, полностью или частично).
С учетом включения спорного периода в специальный стаж суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что подземный стаж работы истца на соответствующих работах на дату обращения в УПФР (ГУ) в Рудничном районе г. Прокопьевска - 18.08.2014 г. специальный стаж истца составит более 25 лет, что является основанием для признания за истцом права на досрочное пенсионное обеспечение и назначение трудовой пенсии по старости по п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно Разъяснениям Минтруда России от 17 октября 2003 года N 4, утвержденным Постановлением Минтруда от 17 октября 2003 года N 70 при исчислении продолжительности страхового стажа (статья 2 Закона о трудовых пенсиях) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона о трудовых пенсиях) в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на законе. Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 20 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в Рудничном районе г. Прокопьевска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.