Судебная коллегия административным дела Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Михеевой С.Н.,
судей: Быковой С.В., Пушкаревой Н.В.,
при секретаре: Ламбиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михеевой С.Н. административное дело по апелляционной жалобе Темеревой "данные изъяты" на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 13 мая 2015 г. по делу по заявлению Темеревой "данные изъяты" к Администрации г. Новокузнецка о признании недействительным исключение из реестра участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей",
УСТАНОВИЛА:
Темерева "данные изъяты". обратилась в суд с административным иском к Администрации г. Новокузнецка о признании недействительным исключение из реестра участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Требования мотивированы тем, что истец была включена в реестр федеральной подпрограммы "Обеспечение молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2010 год. До настоящего времени субсидия ей не выплачена. На 19.11.2012 г. ее номер в очереди был 51. В 2014 году получен ответ, что еще в 2013 году ее исключили из очереди по программе "Жилище" на 2011-2015 гг., которая не предусматривает социальной выплаты, если гражданин самостоятельно улучшил свои жилищные условия, взяв ипотечный кредит.
Просит обязать ответчика восстановить права истца и выплатить установленную законом социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному ипотечному кредиту, взыскать судебные расходы.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 13 мая 2015 года в удовлетворении требований о признании недействительным исключение из реестра участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Темеревой было отказано.
В апелляционной жалобе Темерева "данные изъяты" просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение не основано на доказательствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; суд установив, что, по сути предъявлены требования об оспаривании действий должностных лиц, выразившимся в принятии распоряжения N N от ДД.ММ.ГГГГ г. об исключении из реестра программы, не проверил законность и обоснованность самого распоряжения; о нарушении своих прав она узнала после подписания 29.09.2014 г. ответа на ее обращение, который она получила намного позже; она не согласна с выводом суда о том, что на нее должна распространяться программа "Жилище" на 2002-2010 г., так как она в 2013 г. самостоятельно приобрела жилище; подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г., предусматривает формы поддержки молодых семей по приобретению жилища, в том числе и путем ипотечного кредитования; суд не истребовал у ответчика оспариваемое решение, и сделал выводы по делу, не соответствующие материалам дела, не были доказаны обстоятельства, послужившие поводом для принятия оспариваемого решения.
Темерева "данные изъяты" и Администрация г. Новокузнецка в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления.
Изучив материалы дела, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что по сути требования истца сводятся к обжалованию распоряжения N N от ДД.ММ.ГГГГ г, которым она была исключена из реестра программы.
Указанный вывод суда является правильным.
Вместе с тем, суд первой инстанции необоснованно указал на то, что до настоящего времени истцом не оспорено выше названное распоряжение, о котором Темеревой "данные изъяты" стало известно в сентябре 2014 года. Судом не изложены обстоятельства и не исследованы доказательства, свидетельствующие об указанных доводах. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что Темеревой "данные изъяты". стало известно об оспариваемом распоряжении в сентябре 2015 года. На основании каких доказательств суд сделал указанный вывод не мотивировано.
Как следует из материалов дела судом не выяснялся вопрос, касающийся срока обращения истца в суд и период в течение которого истцу стало известно о нарушенном праве. Как следует из материалов дела истцом оспорено распоряжение N N от ДД.ММ.ГГГГ года, о котором ей стало известно в декабре 2013 года. В суд за защитой своих нарушенных прав она обратилась 19.02.2015 года, т.е. в период 3 месяцев с момента когда она узнала о нарушенном праве. При указанных обстоятельствах срок для обращения в суд истцом не пропущен.
Из материалов дела следует, что Темерева была включена в реестр федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2010 года (Протокол рабочей группы Орджоникидзевского района по рассмотрению заявлений на получение долгосрочных целевых займов и субсидий N N от ДД.ММ.ГГГГ), что следует из уведомления Администрации Орджоникидзевского района г. Новокузнецка N301 от 17.04.2009 (л.д. 9).
04.12.2014г Администрацией г.Новокузнецка в адрес истца был направлен ответ, из которого следует, что в связи с самостоятельным улучшением жилищных условий в 2013 г, путем приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", за счет заемных средств на условиях ипотечного кредитования, Темерева "данные изъяты". исключена из реестра участников подпрограммы " Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы " Жилище" на 2011-2015гг, л.д.12.
Из выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, л.д.20 следует, что в собственности Темеревой "данные изъяты" имеется кв. "адрес" с ограничением в виде ипотеки.
В соответствии с требованиями ч. 2 п. 1,3,4 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом были допущены существенные нарушения норм материального права.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г N 675 была утверждена Федеральная целевая программа " Жилище" на 2002-2010 гг. В ее состав была включена подпрограмма " Обеспечение жильем молодых семей".
Во исполнение условий Федеральной целевой программы Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г N 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы " Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы " Жилище" на 2002-2010г, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или на строительство индивидуального жилого дома.
Согласно пункту 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи- участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семья нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств достаточных для оплаты расчетной ( средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.Пунктом 6 Правил установлено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1.03.2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1.03.2005г по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как следует из материалов дела, Темерева "данные изъяты". 17.04.2009 г была включена в реестр Федеральной программы " Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы " Жилище" на 2010г.
В период действия Федеральной целевой программы " Жилище" на 2002-2010г и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов социальная выплата семье Темеревой "данные изъяты" предоставлена не была.
В связи с тем, что срок действия Федеральной целевой программы " Жилище" на 2002-2010г истец, Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г N 1050 была утверждена федеральная целевая программа " Жилище" на 2011-2015 г, в состав которой включена подпрограмма " Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение ( строительство) жилья и их использования.
Согласно пункту 6 Правил одним из условий в подпрограмме также является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1.03.2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ( пункт 7 Правил).
Таким образом, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г N 1050 подпрограмма " Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы фактически идентична утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г N 675 подпрограмме " Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы " Жилище" на 2002-2010г и базируется на принципах преемственности этой программы. Согласно Федеральной целевой программе " Жилище" на 2011-2015 годы она является продолжением программы на 2002-2010 годы ( раздел 1. Характеристика проблемы).
Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме " Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы " Жилище" на 2002-2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы " Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы " Жилище" на 2011-2015 годы.
Из материалов дела следует, что на момент принятия решения о включении Темеревой "данные изъяты". и ее семьи, состоящей из 2 человек, в список участников подпрограммы ее семья отвечала предъявляемым требованиям для включения молодой семьи- претендента на получение социальной выплаты.
Из материалов дела следует, что Темерева "данные изъяты". приобрела жилое помещение в ипотеку с использованием кредитных денежных средств после постановки ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения и включении ее семьи в состав участников программы " Обеспечение жильем молодых семей". В настоящее время у Темеревой "данные изъяты" имеется задолженность по погашению кредитных средств, в связи с чем квартира находится под обременением, в связи с чем Темерева "данные изъяты" имеет право на получение социальной выплаты на погашение части кредита ( п.3 Правил).
Правила предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение ( строительство) жилья и их использований, не регулируют порядок, условия и возможность исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, в том числе в связи с приобретением жилья с использованием заемных кредитных средств.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
При указанных обстоятельствах требования истца в части признания незаконным распоряжения Администрации г.Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ г N "данные изъяты" подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене.
Пунктом 11 выше названных Правил предусмотрено право приоритетного получения социальной выплаты перечисленным категориям молодых семей.
Семья истца не обладает правом приоритетного получения социальной выплаты, поскольку не отнесена к категориям граждан, перечисленным в п.11 Правил. Из материалов дела следует, что на период выдачи ответа от 19.11.2012 г номер очереди среди молодых семей по Федеральной программе по Орджоникидзевскому району являлся "51". Таким образом, Темерева "данные изъяты". должна получить социальную выплату в порядке очередности. В связи с чем, требования истца об обязании ответчика произвести социальную выплату не подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст.112 К%АС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Истец просит взыскать за услуги представителя "данные изъяты" рублей. При обращении в суд ею понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей, л.д.2-3. Указанные судебные расходы подлежат взысканию в пользу истца. Из материалов дела следует, что представитель истца, Поздняков "данные изъяты" присутствовал в судебном заседании 13.05.2015 г и действовал на основании доверенности, л.д.18. Каких-либо возражений относительно размера судебных расходов, представителем ответчика не указано. С учетом требований о разумности указанных расходов, суд считает необходимым указанное ходатайство удовлетворить.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 13 мая 2015 г. отменить. Принять по делу новое решение. Признать незаконным распоряжение Администрации г.Новокузнецка N N от ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать в пользу Темеревой "данные изъяты" с Администрации г.Новокузнецка судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.