судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.
судей: Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.
при секретаре Настепанине В.Н.
в открытом судебном заседании в городе Орле в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по исковому заявлению Шапкариной " ... " к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Залегощенском районе Орловской области об установлении факта проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Залегощенском районе Орловской области на решение Залегощенского районного суда Орловской области от 27 июля 2015 года, которым постановлено:
"Уточненные исковые требования Шапкариной " ... " к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Залегощенском районе Орловской области удовлетворить.
Установить факт проживания Шапкариной " ... ", "дата" года рождения, уроженки " ... ", в период с "дата" года на территории с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в " ... " района Орловской области.
Признать за Шапкариной " ... " право на назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально- экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Залегощенском районе Орловской области назначить Шапкариной Валентине Владимировне пенсию в соответствии с пп.7 п.1 ст. 10 Федерального Закона N166 от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст.34 и примечания к ст.35 Закона РФ "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением установленного возраста на 1 год".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., выслушав объяснения представителя Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Залегощенском районе Орловской области - Мироновой М.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Шапкариной В.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Шапкарина " ... " обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ГУ - УПФ РФ) в Залегощенском районе Орловской области об установлении факта проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований истица указывала, что "дата" обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению в связи с проживанием с "дата" по "дата" на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В назначении пенсии ей было отказано, поскольку её проживание на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом в "адрес" в период с "дата" по "дата" документально не подтверждено.
Полагала отказ пенсионного органа необоснованным и с учетом уточнения заявленных требований просила суд установить факт её проживания в период с "дата" по "дата" в посёлке "адрес", относившемся к территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, поскольку этот факт имеет для неё юридическое значение, признать за ней право на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год и обязать ГУ - УПФ РФ в "адрес" назначить ей пенсию с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в "адрес" просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Считает, что показания свидетелей и трудовой договор от "дата" не могут подтверждать факт проживания или работы истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Полагает, что истица не имеет права на назначение досрочной пенсии по старости, поскольку её проживание в спорный период в зоне с льготным социально - экономическим статусом не подтверждено регистрацией по месту жительства.
Ссылается на то, что поскольку истец является получателем пенсии по старости по достижении общеустановленного пенсионного возраста, то положения ст.34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" о досрочном назначении пенсии не могут быть применены.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В целом аналогичная норма предусматривалась частью 1 статьи 7 Федерального закона N173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применявшегося в Российской Федерации до 1 января 2015 года.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее Федеральный закон 166-ФЗ) право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона 166-ФЗ право на пенсию в соответствии с данным Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона 166-ФЗ гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 данной статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закон РФ N1244-1) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы.
Частью 1 статьи 28.1 Закона РФ N1244-1 предусмотрено, что пенсия по старости гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В силу статьи 34 Закона РФ N1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 данного Закона Российской Федерации первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с абзацем 3 статьи 7 Закона РФ N 1244-1 границы зон проживания с льготным социальным экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ N 1244-1 до 01.02.1998 года применяется Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991г. N237-Р.
По данному перечню населенный пункт "адрес" с "дата" до "дата" был отнесен к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на ЧАЭС.
Как следует из материалов дела, в "дата" года Шапкарина Е.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ "адрес" с заявлением о переводе её с трудовой пенсии на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N166-ФЗ.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в "адрес" от 29.04.2015г. в удовлетворении указанного заявления Шапкариной " ... " было отказано по тем основаниям, что у неё отсутствуют документы, подтверждающие её проживание или работу на территориях, относящихся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, в период с 26.04.1986г. по 31.01.1998г.
"дата" руководителем ГУ - УПФ РФ в "адрес" было принято решение об отказе в назначении Шапкариной " ... " государственной пенсии по старости на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона 166-ФЗ.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, истица зарегистрирована в "адрес" по месту жительства с "дата"
При этом из медицинской карты амбулаторного больного Шапкариной " ... " видно, что в 1993-1996г.г. она неоднократно обращалась за медицинской помощью в Залегощенскую ЦРБ и местом её жительства указан "адрес".
Согласно трудовому договору от "дата", заключенному между индивидуальным предпринимателем ФИО9 и Шапкариной " ... "., последняя была принята на должность продавца на бессрочный срок.
Из справки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Залегощенская средняя общеобразовательная школа N1" "адрес" N от "дата" следует, что старший сын истицы - ФИО2, 1984 года рождения, с "дата" по "дата" обучался в Залегощенской средней школе N1.
Согласно справке Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения "Детский сад "Солнышко" "адрес" N от "дата"г. младший сын истицы - ФИО3 был зачислен "дата" в ясли-сад N " ... " "адрес".
Показаниями свидетелей ФИО9, ФИО10 и ФИО11 также подтверждается то обстоятельство, что ФИО1 постоянно проживет в "адрес" с "дата".
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.
Установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что истица в период с "дата"г. по "дата"г. проживала в "адрес", относившемся до "дата"г. к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об удовлетворении требований Шапкариной В.В. в части установления факта её проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, признании за ней права на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона 166-ФЗ и возложении соответствующей обязанности на ответчика.
Между тем, решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований истицы о признании за ней права на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и возложения на ГУ - УПФ РФ в "адрес" обязанности назначить Шапкариной В.В. данный вид пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год не может быть признано законным и обоснованным, ввиду несоответствия выводов суда о наличии у истицы права на назначение ей указанного вида пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права.
В частности по делу установлено, что Шапкарина В.В. с "дата"г. уже являлась получателем пенсии по старости, назначавшейся ей в соответствии с нормами Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и впервые за назначением пенсии истица обратилась после достижения ею общеустановленного пенсионного возраста - 55 лет.
При обращении же в апреле 2015 года к ответчику с вышеуказанным заявлением Шапкариной " ... ". ставился вопрос не о назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста, а о переходе с ранее назначенной ей трудовой пенсии на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона 166-ФЗ.
Согласно же положениям, закрепленным в части 1 статьи 23 Федерального закона 166-ФЗ, пенсия, предусмотренная данным Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. То есть данной нормой установлен заявительный порядок назначения пенсии, при котором она не может быть назначена ранее даты обращения гражданина в пенсионный орган за назначением ему пенсии.
Аналогичный порядок назначения пенсии предусмотрен и статьей 22 Федерального закона от "дата" N400-ФЗ "О страховых пенсиях", а до 1.01.2015г. такой же порядок был предусмотрен для назначения трудовой пенсии (статья 19 Федерального закона от "дата" N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При таких обстоятельствах, поскольку Шапкарина " ... " ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за назначением ей какого-либо вида пенсии в пенсионные органы не обращалась, что не оспаривалось ею в заседании суда апелляционной инстанции, то отсутствуют правовые основания для назначения ей пенсии по государственному пенсионному обеспечению с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста.
Соответственно, решение суда в части признания за Шапкариной " ... ". права на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и в части возложения на ответчика обязанности назначить Шапкариной " ... " пенсию по государственному пенсионному обеспечению с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год, подлежит отмене с принятием нового судебного постановления.
На основании пункта 3 статьи 23 Федерального Закона 166-ФЗ перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой.
Поскольку Шапкарина " ... " обратилась в ГУ - УПФ РФ в "адрес" о переводе на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в апреле 2015г., то в соответствии с вышеприведенной нормой такая пенсия должна была быть ей назначена пенсионным органом с "дата".
Доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованности выводов суда о доказанности того обстоятельства, что истица в спорный период времени проживала на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, не могут быть признаны обоснованными, поскольку сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, которая не может быть принята судебной коллегией по указанным выше основаниям.
Руководствуясь ст.ст./P>
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Залегощенском районе Орловской области удовлетворить частично.
Решение Залегощенского районного суда Орловской области от 27 июля 2015 года отменить в части признания за Шапкариной " ... " права на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Залегощенском районе Орловской области обязанности назначить Шапкариной " ... " пенсию по государственному пенсионному обеспечению с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год.
Признать за Шапкариной " ... " право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 1 мая 2015 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Залегощенском районе Орловской области назначить Шапкариной " ... " пенсию в соответствии с подпунктом 7 части 1 статьи 10 Федерального Закона N166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьей 34 и примечанием к статье 35 Закона Российской Федерации "О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с "дата"
В остальной части решение Залегощенского районного суда Орловской области от 27 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Залегощенском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.