судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Митюревой И.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле административное дело по заявлению Торшиной К.А. об оспаривании решения (действий) Межрайонного регистрационно- экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области
по апелляционной жалобе УМВД России по Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 27 июля 2015 года, которым постановлено:
"Заявление Торшиной К.А. об оспаривании решения (действий) Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области, - удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области по признанию недействительным паспорта транспортного средства N, аннулированию регистрации транспортного средства " ... ", VIN N, государственный регистрационный знак N.
Обязать Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области восстановить регистрационный учет автомобиля " ... ", VIN N, государственный регистрационный знак N, принадлежащего Торшиной К.А.
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области в пользу Торшиной К.А. расходы по уплате госпошлины в размере " ... " рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения Торшиной К.А. и её представителя по доверенности ФИО7, поддержавших доводы жалобы, возражения представителя УМВД России по Орловской области по доверенности ФИО8, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Торшина К.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения (действий) Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области по аннулированию регистрации транспортного средства.
В обоснование заявленных требований указывала, что 05.03.2014 приобрела у ФИО6 по договору купли-продажи автомобиль грузовой самосвал марки " ... ", VIN N, категория С, 2011 года выпуска, паспорт транспортного средства N выдан 24.06.2011 " ... " Таможенным постом. Автомобиль был поставлен на регистрационный учет МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области, выдано свидетельство о регистрации транспортного средства и государственные регистрационные знаки N.
Письмом N от 05.04.2015 МРЭО ГИБДД УМВД по Орловской области она была уведомлена о признании паспорта транспортного средства N недействительным и аннулировании регистрации транспортного средства марки " ... ", VIN N, государственный регистрационный знак N на основании пункта 72 Положения "О паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N, по информации ГУ ОБДД МВД России N от 17.03.2015 о сертификатах, действие которых прекращено.
Просила суд признать незаконными действия МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области о признании недействительным паспорта транспортного средства и аннулированию регистрации транспортного средства, обязать МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области восстановить регистрационный учет ее автомобиля, взыскать с МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области расходы по уплате госпошлины в размере " ... " руб.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Управление Министерства внутренних дел по Орловской области, Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
В судебном заседании Торшина К.А. и ее представитель по доверенности ФИО7 заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель заинтересованного лица Управления Министерства внутренних дел по Орловской области по доверенности ФИО8 доводы заявления не признал, полагал их незаконными и необоснованными.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе УМВД России по Орловской области просит об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального права.
Указывает, что при рассмотрении дела суд не учел положения п.3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения", согласно которым отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации.
Ссылается на п.3 "Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ", утвержденных Приказом МВД России N 1001 от 24.11.2008, в соответствии с которым не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами в случаях, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.
Полагает ошибочной ссылку суда на п.51 вышеуказанных Правил в части обязанности сотрудников МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области провести соответствующую проверку с целью установления оснований, предусмотренных п.3 Правил.
Обращает внимание, что указанная проверка проводится в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ территориальными органами внутренних дел лишь при наличии оснований полагать, что в номерные агрегаты транспортного средства внесены изменения, либо документы на транспортное средство содержат признаки подделки и при этом усматриваются признаки состава преступления. Проведение проверки в иных случаях, в том числе в связи с аннулированием сертификата соответствия, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
Кроме того, считает не подтвержденным документально вывод суда о том, что действие оспариваемого сертификата прекращено в связи с технической ошибкой, так как данная информация не содержится на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в сети Интернет.
Утверждает, что удовлетворяя интерес собственника на право владения и распоряжения принадлежащим ему имуществом, суд нарушил право неограниченного круга лиц на экологическую и дорожную безопасность, поскольку принятым судебным актом к участию в дорожном движении допущено транспортное средство, не имеющее действующего сертификата, что создает угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.
Выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как указано в пункте 5 части 2 статьи 13 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", Правительство Российской Федерации в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок.
В силу подпункта "б" пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" независимо от положений главы 5 в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры касаются представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
В пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ указано, что в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, проводится обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Согласно статье 29 вышеназванного Закона N 184-ФЗ для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем, либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия, либо документы об их признании.
В целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 утвержден Специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (действовал на момент возникновения спорных правоотношений, утратил силу с 10.02.2015).
Пунктом 2 Регламента определено, что он устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания. Автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации - это впервые изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации автомобильная техника (п. 3 Регламента).
Пунктом 4 указанного регламента предусмотрено, что объектами технического регулирования являются автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, и установленные на ней двигатели внутреннего сгорания в части выбросов, а также топливо для таких двигателей.
В пункте 5 данный Регламент подразделяет автомобильную технику на типы, а в пункте 6 - на экологические классы согласно приложению N 2.
Согласно пункту 11 указанного Регламента, соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего Регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Технического Регламента введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки: экологического класса 4 - с 1 января 2010 г., экологического класса 5 - с 1 января 2014 г.
В соответствии с пунктом 7 Регламента сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику.
Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, установлено, что документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609, паспорта не выдаются.
Таким образом, из положений Регламента следует, что в случаях, когда транспортное средство не соответствует установленным требованиям, паспорт транспортного средства не выдается.
Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Паспорта, выдаваемые таможенными органами и имеющие закрепленные за ними учетные серии, не могут выдаваться подразделениями Госавтоинспекции, организациями и предпринимателями.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, зашиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 12 Положения о ГИБДД, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев - при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации; запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ", регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального Закона Российской Федерации от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктами 6 и 9 "Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", утвержденных Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134, в ред. Приказов МВД России, Минпромэнерго России, ФТС России по состоянию на 30.08.2012, таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
В соответствии с п.16 вышеназванного Приказа, действие паспорта транспортного средства не ограничивается сроком.
В силу пункта 36 Положения "О паспортах транспортных средств и паспортных шасси транспортных средств", утвержденного совместным Приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, в строке 13 "Экологический класс" паспорта транспортного средства прописью указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство.
Пункт 70 Положения указывает, что заполнение строки "Экологический класс" паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в ОТТС, ОТШ, сертификатах соответствия и Свидетельствах. В случае несоответствия экологического класса требованиям технического регламента технические паспорта не выдаются.
Таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия и ОТТС. При этом сведения, распечатанные с официального сайта Ростехрегулирования или ФТС России, проверенные (сверены со сведениями, содержащимися в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС), заверенные подписью и личной номерной печатью уполномоченного должностного лица таможенного органа, являются основанием (документальным подтверждением) для признания таких транспортных средств соответствующими требованиям Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".
Только при невозможности определения экологического класса транспортного средства на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства или лицом по поручению собственника транспортного средства, определение экологического класса транспортного средства осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
Согласно п.72 Положения "О паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", выданный паспорт транспортного средства признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001, предусмотрены основания, по которым не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами.
В частности, не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства РФ, а также содержащие недостоверную информацию.
Пунктом 51 Правил регистрации предусмотрено, что не производится регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента, либо иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько
регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия
Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным
органом и явившихся основанием для прекращения регистрации,
восстановление регистрационного учета производится по месту
прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
Пунктом 4 п. 13 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N1001, предусмотрено восстановление регистрации транспортных средств, в отношении которых регистрация была прекращена (аннулирована), в том числе, по решению суда.
Судом установлено, что Торшина К.А. по договору кули-продажи от 05.03.2014 приобрела у ФИО6 автомобиль грузовой самосвал марки " ... ", VIN N, категория С, 2011 года выпуска, паспорт транспортного средства N выдан 24.06.2011 " ... " Таможенным постом.
Из сведений, содержащихся в паспорте транспортного средства "адрес", следует, что автомобиль " ... ", (VIN) N произведен в 2011 году на территории " ... " и в том же году ввезен на территорию Российской Федерации.
Автомобиль был поставлен на регистрационный учет МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области, Торшиной К.А. выдано свидетельство о регистрации транспортного средства и государственные регистрационные знаки N.
Однако письмом N от 05.04.2015 МРЭО ГИБДД УМВД по Орловской области Торшина К.А. была уведомлена о признании паспорта транспортного средства N недействительным и аннулировании регистрации транспортного средства марки " ... ", VIN N, государственный регистрационный знак N.
Основанием для аннулирования регистрации транспортного средства в соответствии с пунктом 72 Положения "О паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 года N496/192/134, послужила информация ГУ ОБДД МВД России N от 17.03.2015 о сертификатах, действие которых прекращено.
Между тем, в качестве документа, подтверждающего соблюдение технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609,таможенному органу был представлен сертификат соответствия N, выданный " ... "".
Cведения о выданном сертификате соответствия были размещены на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в Едином реестре сертификатов соответствия и на момент осуществления таможенного декларирования транспортного средства и выдачи паспорта транспортного средства являлись действующими.
Согласно информации, размещенной в Едином реестре сертификатов, действие сертификата соответствия N было прекращено 17.12.2012 по решению заявителя.
Сведения о том, что сертификат соответствия содержал недостоверную информацию об экологическом классе транспортного средства и был аннулирован либо признан недействительным, в Едином реестре сертификатов отсутствуют.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для аннулирования регистрации автомобиля Торшиной К.А., предусмотренных п.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.
Как верно указал суд, ПТС " ... " таможенным постом на автомобиль Торшиной К.А. был выдан в соответствии с п.70 Положения "О паспортах транспортных средств и паспортных шасси транспортных средств", утвержденного совместным Приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, и соответствовал требованиям закона, как на момент выдачи, так и на момент рассмотрения дела. Само по себе аннулирование сертификата соответствия не является основанием для аннулирования регистрации автомобиля и не свидетельствует о том, что указанный в паспорте транспортного средства экологический класс "4" не соответствует действительности.
Поскольку сертификат соответствия является не единственным источником установления экологического класса автомобиля и таможенные органы могут самостоятельно определять экологический класс на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС, то оснований для аннулирования регистрационного учета автомобиля, как не предусмотренных Приказом N 1001, не имелось.
Доказательств, подтверждающих, что сертификат соответствия содержал недостоверную информацию о заявленном экологической классе, регистрирующим органом транспортных средств представлено не было. Из материалов дела не следует, что сертификат соответствия был отозван именно по причине несоответствия автомобиля указанному в нем классу экологической безопасности. Регистрирующий орган также не располагал подобной информацией на момент совершения оспариваемых действий.
Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2011 N 5-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в связи с жалобой гражданки ФИО9", отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию, в частности; именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (определения от 16 января 2007 года N 127-О-О, от 16 октября 2007 года N 825-О-О, от 1 октября 2008 года N 670-О-О и др.).
Вместе с тем названное положение пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", по существу, предусматривает ограничение правомочий собственника транспортного средства и как таковое является аналогичным тем законоположениям, применительно к которым Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал приведенные правовые позиции, признав недопустимым нарушение баланса конституционно защищаемых ценностей и возложение на собственника чрезмерных обременений.
Аналогичная позиция отражена и в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011, действующим на территории Российской Федерации с 01.01.2015.
Как видно из материалов дела, действие сертификата соответствия было прекращено 17.12.2012, о чем были уведомлены все заинтересованные лица. Вместе с тем, транспортное средство не было ограничено в эксплуатации и на протяжении трех лет было допущено к участию в дорожном движении.
Торшиной К.А. транспортное средство было приобретено в 2014 году, при постановке на учет сотрудниками ГИБДД была произведена проверка как достоверности документов, представленных на регистрацию, так и соответствие технических характеристик автомобиля с целью выдачи талона техосмотра.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что возложение на Торшину К.А., как добросовестного приобретателя, рисков, связанных с компетентностью соответствующих субъектов, осуществляющих исполнение обязанностей по определению экологического класса транспортного средства, является неправомерным.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводами суда об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат каких-либо доказательств, которые могли бы послужить основаниями для принятия судом иного решения, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Орла от 27 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УМВД России по Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.