Судья Костромского областного суда Широков А.М. рассмотрел в судебном заседании жалобу заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Нерехтского района Костромской области Богачева А.А. на решение судьи Нерехтского районного суда Костромской области от 16 июля 2015 года, которым
постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Нерехтского района Костромской области 21 мая 2015 года о назначении
Толстобровой Т.В., родившейся в ДД.ММ.ГГГГ году, наказания на основании ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей;
отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Огласив жалобу, заслушав Тостоброву Т.В. и её защитника Скалева А.Е., полагавших принятое судом решение законным и обоснованным, выслушав мнение Морозовой Л.В., настаивающей на нарушении Толстобровой Т.В. требований пожарной безопасности, влекущем непосредственную угрозу пожара, исследовав представленные материалы,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Нерехтского района Костромской области от 21 мая 2015 года Толстоброва Т.В. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Толстоброва Т.В. обжаловала постановление должностного лица в районный суд.
Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе, поданной в Костромской областной суд, заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору Нерехтского района Костромской области выражает несогласие с решением районного суда, приводит суждения о виновности Толстобровой Т.В. в нарушении требований пожарной безопасности.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав участвующих в деле лиц, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Согласно постановлению должностного лица о назначении Толстобровой Т.В. наказания на основании данной статьи КоАП РФ, Толстоброва Т.В. нарушила требования нормативных документов по пожарной безопасности, а именно ч.3 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и п.4.3 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288. Так, на территории домовладения N19 д.Уланиха Нерехтского района Костромской области, принадлежащего Толстобровой Т.В., было установлено наличие бани, относящейся к 5 степени огнестойкости, расстояние между которой и жилым домом N17 составляло менее 15 метров (6,26 м.), расстояние от бани до хозяйственных построек дома N17 - 1,35 м., что так же менее указанной величины.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).
В силу ч.3 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу п.4.3 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимаются в соответствии с таблицей 1.
Согласно указанной таблице 1 расстояние между объектами 5 степени огнестойкости должно составлять не менее 15 метров.
Отменяя решение должностного лица о назначении Толстобровой Т.В. наказания, судья сослался на следующее.
В постановлении должностного лица отсутствует описание требований пожарной безопасности, которые нарушила Толстоброва Т.В. Из обжалуемого решения не следует при каких условиях может эксплуатироваться объект, какие требования нарушены, какие действия Толстобровой Т.В. совершены как собственником объекта в нарушение действующего противопожарного законодательства. Выдержки из таблицы 1, что имело бы прямое отношение к объекту Толстобровой Т.В., не приведены. Доказательств того, что баня Толстобровой Т.В. подвергалась капитальному ремонту или реконструкции после 2012 года в суд не представлено. В связи с чем, применение действующих в настоящее время правил пожарной безопасности к эксплуатации объекта, возведенного в 1985 году, оснований не имелось - объект был построен задолго до издания примененных нормативов, требования которых не могли быть распространены на строения, возведенные до их издания. Нормы же законодательства, действующие в период возведения объекта, в постановлении не приведены.
Действительно, в силу ч.4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Свод правил утвержден и введен в действие Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288. Начало действия редакции - 29.07.2013. Названный свод правил разработан в соответствии с ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и является нормативным документом по пожарной безопасности в области систем противопожарной защиты, ограничения распространения пожара на объектах защиты, требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям.
В период 1985 года применению подлежал "СНиП II-60-75*. Часть II. Нормы проектирования. Глава 60. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 11.09.1975 N 147). Согласно п.23 табл.10, расстояния в метрах при 5 степени огнестойкости зданий определялись так же в 15 метров.
Аналогичные требования предусмотрены и действующими впоследствии "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78).
Таким образом, Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ и изданные в его развитие нормы более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона к объектам 5 степени огнестойкости не установил.
В связи с чем, вывод суда о невозможности применения действующих в настоящее время правил безопасности к рассматриваемому объекту, мотивированным не является.
Кроме того, суд не учел, что в постановлении должностного лица содержится указание на существо допущенного нарушения, приведены нормы пожарной безопасности, нарушение которых вменяется Толстобровой Т.В.
Иного толкования из постановления должностного лица не следует, что не нарушает права заявителя на защиту от конкретного вмененного ей правонарушения.
Вопреки выводам суда, оснований для отмены решения должностного лица ввиду нарушения подпункта 6 части 1 ст. 29.10 КоАП РФ не имелось.
Непринятие во внимание этих обстоятельств не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу,
Указанные обстоятельства являются существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущим отмену решения судьи.
Кроме того, решение судьи содержит неверные ссылки в описательно-мотивировочной и резолютивной частях на дату вынесения должностным лицом обжалованного постановления - 14 мая 2015 года, вместо 21 мая 2015 года.
На основании изложенного, принятое судьёй решение подлежит отмене, а материалы по жалобе - возвращению на новое рассмотрение судье.
Руководствуясь ст.ст. 4.5, 30.6, 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Нерехтского районного суда Костромской области от 16 июля 2015 года в отношении Толстобровой Т.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Нерехтский районный суд Костромской области.
Судья А.М. Широков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.