Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Серышевой Н.И., Тертышной В.В.
при секретаре Фоминой К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании
административное дело по заявлению администрации Волгограда к судебному приставу-исполнителю МО по ОИП УФССП по Волгоградской области, УФССП по Волгоградской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе представителя УФССП России по Волгоградской области ФИО1
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 12 мая 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования администрации Волгограда к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области и Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области об уменьшении размера исполнительного сбора по исполнительному производству N " ... " от 16 января 2015 года - удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора в отношении администрации Волгограда по исполнительному производству N " ... " от 16 января 2015 года с 7% (50000 рублей) до 5,25% (37 500 рублей).
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Андреева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Волгограда обратилась в суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству.
В обоснование заявленных требований указано на то, что решением Центрального районного суда г. Волгограда от 20 ноября 2012 года удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Волгограда, действующего в интересах ФИО2, о возложении на администрацию Волгограда обязанности по предоставлению ФИО2 вне очереди жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в г. Волгограде, площадью не ниже установленных социальных норм.
11 августа 2014 года судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по Волгоградской области возбуждено исполнительное производство N " ... " в отношении администрации Волгограда.
В рамках указанного исполнительного производства, 25 августа 2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Основанием для вынесения постановления послужило неисполнение администрацией Волгограда требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Полагала, что размер исполнительского сбора подлежит уменьшению, поскольку в рассматриваемом случае отсутствует вина администрации в нарушении установленных судебным приставом сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с разъяснениями, данными Конституционным судом РФ в постановлении от 30 июля 2001 года N 13 - П, исполнительский сбор в размере 7 % от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем (судебным приставом или судом). В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
На основании изложенного просила суд уменьшить размер исполнительского сбора в отношении администрации Волгограда по исполнительному производству N " ... " от 16 января 2015 года с 7 % (50 000 рублей) до 5,25 % (37 500 рублей) на основании ч. 6, 7 ст. 112 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель УФССП России по Волгоградской области ФИО1 оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, ссылаясь на существенное нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФССП России по Волгоградской области ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить вынесенное судом первой инстанции решение.
Представитель администрации Волгограда в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ в полном объеме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве") исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
Для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 указанной нормы закона, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Судом апелляционной инстанции установлено, что решением Центрального районного суда г. Волгограда от 20 ноября 2012 года удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Волгограда, действующего в интересах ФИО2, о возложении на администрацию Волгограда обязанности обеспечить ФИО2 вне очереди жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма в г. Волгограде, не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим правилам и нормам.
11 августа 2014 года судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по Волгоградской области на основании предъявленного к принудительному исполнению исполнительного листа, выданного на основании указанного выше решения суда, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N " ... " в отношении администрации Волгограда.
Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
25 августа 2014 года судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по Волгоградской области вынесено постановление о взыскании с администрации Волгограда исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Основанием для вынесения постановления послужило неисполнение администрацией Волгограда требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
16 января 2015 года судебным приставом-исполнителем возбуждено отдельное исполнительное производство N " ... " о взыскании исполнительского сбора с администрации Волгограда.
14 августа 2014 года администрацией Волгограда в адрес министра строительства Волгоградской области было направлено письмо, согласно которому, постановлением Правительства Волгоградской области от 30 мая 2014 N 279-п утвержден Порядок расходования и учета субвенций из областного бюджета на исполнение органами местного самоуправления Волгоградской области судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
В рамках указанного постановления Правительства между министерством строительства Волгоградской области, администрацией Волгограда и департаментом по жилищной политике администрации Волгограда заключено Соглашение "О предоставлении бюджету городского округа Волгоград из областного бюджета субвенции на исполнение судебных решений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, жилыми помещениями по договорам социального найма" в размере 63,1 млн. рублей, определенном исходя из стоимости 1 кв. м общей площади жилья, установленной приказом Минстроя России в размере 31,1 тыс. рублей.
Пунктом 5 Порядка предусмотрена возможность увеличения стоимости 1 кв. м приобретаемого жилья на 20% при соблюдении, одновременно, следующих условий:
- признание несостоявшимся открытого аукциона в электронной форме на приобретение жилого помещения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 71 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также последующее признание несостоявшимся запроса предложений по основаниям, предусмотренным частью 19 статьи 83 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения по муниципальному району, городскому округу Волгоградской области, установленная правовым актом органа местного самоуправления Волгоградской области на соответствующий квартал, превышает среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Волгоградской области, определенную уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на соответствующий квартал.
Администрацией Волгограда в целях эффективной реализации соглашения и использования бюджетных средств проведены аукционы на приобретение жилых помещений (квартир), которые были признаны несостоявшимися (на участие в аукционах не подано ни одой заявки), а также последующие запросы предложений признаны несостоявшимися (не подано ни одной заявки).
Среднерыночная стоимость 1 кв. м жилой площади на рынке недвижимости Волгограда определенная на основании мониторинга и утвержденная постановлением администрации Волгограда от 07 августа 2014 N 948 "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городскому округу город-герой Волгоград на третий квартал 2014 года" превышает стоимость среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Волгоградской области, определенную уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях исполнения судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями администрации просила согласовать увеличение стоимости 1 кв. м жилой площади приобретаемого жилья на 20%, а также предусмотреть в областном бюджете увеличение размера субвенции, предоставляемой бюджету Волгограда в размере 9 516,6 тыс. рублей в текущем году.
17 октября 2014 года между администрацией Волгограда и ООО " ... " заключен муниципальный контракт N " ... " о приобретении жилых помещений для исполнения судебных решений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
24 ноября 2014 года администрацией Волгограда в адрес МО по ОИП УФССП по Волгоградской области было направлено письмо, в котором сообщалось о том, что согласно заключенному между департаментом и ООО " ... " 17 октября 2014 года муниципальному контракту, передача жилых помещений администрации Волгограда будет осуществлена до 15 декабря 2014 года.
Постановлением администрации Волгограда от 16 декабря 2014 года N " ... " "О предоставлении по договорам социального найма жилых помещений (квартир) муниципального жилищного фонда Волгограда", во исполнение решения суда, ФИО2 предоставлено жилое помещение (квартира) N " ... " общей площадью " ... " кв.м. в "адрес".
17 декабря 2014 года с ФИО2 заключен договор социального найма указанной квартиры.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае не исполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного его исполнения было допущено по не зависящим от заявителя причинам, что свидетельствует о наличии оснований для уменьшения суммы исполнительского сбора и принял обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения, однако обстоятельства, на которые ссылается должник к числу обстоятельств непреодолимой силы не относятся, признаются судебной коллегией несостоятельными к отмене решения суда, поскольку администрация обратилась в суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, а не от освобождения от его уплаты, и именно данный вопрос был предметом судебного разбирательства.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", и не влекут отмену судебного решения, поскольку сводятся к иному толкованию доказательств, представленных в материалах настоящего дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308-309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 12 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УФССП России по Волгоградской области ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись.
Судьи: подписи.
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда А.А. Андреев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.