Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.
при секретаре: Кердан Л.Н.
рассмотрев 23 сентября 2015 года в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ООО "Волгоград ТВМ" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Волгоград ТВМ" (далее - административный истец) 12 января 2015 года обратилось с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
Председателем Комиссии в адрес ООО "Волгоград ТВМ" направлены письменные разъяснения, о том, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков могут быть оспорены только в судебном порядке.
ООО "Волгоград ТВМ" 16 июня 2015 года обратилось в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 40209 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником указанного земельного участка. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость, что возлагает на административного истца обязанность по уплате земельного налога в необоснованно завышенном размере.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 8 марта 2015 года N 22-ФЗ с 15 сентября 2015 года введён в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, за исключением положений, для которых указанным Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
В силу ч. 1 ст. 3 указанного закона дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п. 7 Постановления Пленума ВС РФ N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в силу положений ст. 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании ч. 4 ст. 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд принял решение рассматривать дело по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определить процессуальный статус заявителя как административного истца, считать участвующих в деле лиц: Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, Губернатора Волгоградской области, администрацию г. Волгограда заинтересованными лицами, а Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - административным ответчиком.
От представителя административного истца Невирец М.Ф. в суд поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, изложена просьба об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости с учётом результатов судебной экспертизы - 24970 000 рублей.
От представителя заинтересованного лица Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В ходатайстве указано, что при разрешении данного спора названный орган полагается на усмотрение суда.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, администрации г. Волгограда и остальные заинтересованные лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие (ч. 4 ст. 247 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ действует в предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что ООО "Волгоград ТВМ" является собственником земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 40209 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" (л.д. " ... "
Согласно кадастрового паспорта, спорный земельный участок относится к категории земель "земли населенных пунктов", с разрешенным видом использования " " ... "" (л.д. 17).
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области.
С учетом указанного правового акта, а также данных кадастрового паспорта и кадастровой справки, сообщения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области количественные характеристики спорного объекта оценки после 1 января 2010 года были изменены. Датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N " ... ", является "9 декабря 2013 года". Сведения о вновь образованном спорном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости также 9 декабря 2013 года. Кадастровая стоимость земельного участка на указанную дату установлена равной " ... " рублей (л.д. " ... ").
Таким образом, рыночная стоимость спорного объекта оценки должна определяться с учетом положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, и датой, по состоянию на которую следует определять кадастровую стоимость указанного земельного участка, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости "9 декабря 2013 года".
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно п. 12 Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Согласно положениям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года.
Не согласившись с произведённой оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка на 9 декабря 2013 года.
Административным истцом суду представлен подготовленный оценщиком ИПР.М.В. отчёт по определению рыночной стоимости земельного участка, согласно которому по состоянию на 9 декабря 2013 года рыночная стоимость спорного земельного участка составляет стоимость руб. Также представлено положительное экспертное заключение на указанный выше отчет, подготовленное СРО" (л.д. " ... ").
В соответствии со ст. 77 КАС РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца проведена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка на 9 декабря 2013 года
Согласно выводам судебной экспертизы, содержащимся в экспертном заключении, проведенной на основании определения Волгоградского областного суда от 6 июля 2015 года, рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 40209 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 9 декабря 2013 года составляет стоиомость рублей (л.д. " ... ").
При оценке указанного экспертного заключения, суд исходит из того, что оно содержит все предусмотренные законодательством сведения. В нём указана общая информация, идентифицирован объект оценки, приведен анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости оцененного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной экспертизы, суду не представлено.
Таким образом, по мнению суда, экспертное заключение, представленное по результатам проведённой судебной оценочной экспертизы, является достоверным и допустимым доказательством.
Представленный ранее административным истцом отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка правового значения при принятии решения не имеет, так как рыночная стоимость земельного участка установлена судом на основании заключения судебной экспертизы, с выводами которой согласился представитель административного истца, уточнивший заявленные требования с учётом названной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере стоиомость рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
С учётом правовой позиции, изложенной в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28 от 30 июня 2015 года, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения следует указывать дату подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Как следует из материалов дела, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - 12 января 2015 г. (л.д. 99-100).
Руководствуясь ст. 175-180,249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ООО "Волгоград ТВМ" к Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, удовлетворить в полном объёме.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 40209 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере стоиомость рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - 12 января 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: /подпись/ И.Г. Кубасов
Мотивированное решение изготовлено 24 сентября 2015 года.
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.