Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.
при секретаре: Кердан Л.Н.
рассмотрев 08 октября 2015 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузьмич Н.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Кузьмич Н.Н. (далее - административный истец) 13 августа 2015 года обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 2447 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что административный истец является арендатором указанного земельного участка. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает его рыночную стоимость, что возлагает на административного истца обязанность по уплате арендной платы в необоснованно завышенном размере.
Представитель административного истца Кельн А.Б., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере " ... " рублей.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, а также представители заинтересованных лиц: Губернатора Волгоградской области, комитета по управлению имуществом администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
От заинтересованного лица Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области поступило письменное ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие (ч. 4 ст. 247 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ действует в предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что Кузьмич Н.Н. пользуется земельным участком, с кадастровым номером N " ... ", площадью 2447 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", на правах, установленных договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ. N N " ... ", заключённым между Кузьмич Н.Н. и комитетом по управлению имуществом администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области, сроком до 24.07.2013г. (л.д. 11-12). Согласно сообщению комитета по управлению имуществом администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области, действие договора продлено на тех же условиях на неопределенный срок в соответствии с п. 2 ст. 621 ГПК РФ
Из вышеназванного договора аренды и расчёта арендной платы земельного участка (л.д. 13) следует, что размер арендной платы в отношении спорного земельного участка исчисляется по формуле с учетом кадастровой стоимости земельного участка и, таким образом, размер арендных платежей уплачиваемых Кузьмич Н.Н. напрямую зависит от величины кадастровой стоимости земельного участка. Указанное обстоятельство свидетельствует о правовом интересе административного истца в настоящем деле.
Суд установил, что Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области.
В силу указанного правового акта, а также данных кадастрового паспорта и сообщения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области количественные характеристики спорного объекта оценки после 1 января 2010 года были изменены ( " ... "). Датой внесения новых сведений в государственный кадастр недвижимости является "04.06.2010 года". Кадастровая стоимость земельного участка на указанную дату определена равной " ... " рублям (л.д. 15-17, 76-77).
Таким образом, рыночная стоимость спорного объекта оценки должна определяться с учетом положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности по состоянию на 06 июня 2010 года.
Так, из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно п. 12 Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Согласно положениям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Не согласившись с произведённой оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 04 июня 2010 года.
Административным истцом суду был представлен отчет N N " ... ", составленный " ... "", в соответствии с которым рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 04 июня 2010 года определена равной " ... " рублей (л.д. 19-55).
Указанный отчет получил положительные экспертные заключения " ... " и " ... " из которых следует, что отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а определенная в отчете стоимость объекта оценки подтверждена (л.д. 56-69).
Давая оценку отчету и экспертному заключению, суд исходит из того, что они содержат все предусмотренные законодательством сведения. В них указана необходимая общая информация, объект оценки идентифицирован, приведены анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости оцененного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.
Административный ответчик по делу и заинтересованные лица возражений о несогласии с заявленными требованиями по мотиву необоснованного снижения кадастровой стоимости объекта оценки суду не представили, как не представили и доказательств того, что величина рыночной стоимости спорного объекта оценки установлена неверно.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Кузьмич Н.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поступившее в Волгоградский областной суд 13 августа 2015 года, удовлетворить в полном объёме.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 2447 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.Г. Кубасов
Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2015 года.
Судья: И.Г. Кубасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.