Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Луниной Т.Д.,
при секретаре Гусевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Голубева Ю.А. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 2 июля 2015 года по иску Голубева Ю.А. к Военному комиссариату Тульской области о признании права на получение пенсии в большем размере, взыскании недополученной суммы пении с учетом индексации, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Голубев Ю.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тульской области о признании права на получение пенсии в большем размере, взыскании недополученной суммы пенсии за периоды: с 1 января 1993 года по 1 июля 2002 года с учетом индексации, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, ему ответчиком выплачивается пенсия за выслугу лет. Из рядов вооруженных сил он был уволен с должности начальника службы РАВ зенитно-ракетного полка (кадра) с должностным окладом, согласно записи в расчетной книжке, " ... ".
Считал, что его право на получение пенсии в большем размере нарушено, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в законе отсутствовали условия и предпосылки для точного соответствия размеров должностных окладов, принимаемых органами пенсионного обеспечения для исчисления пенсий, размерам штатных должностных окладов военнослужащих, состоящих на военной службе, то исчисление пенсии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Тульской области производилось в нарушение норм действовавшего в этот период законодательства, в связи с чем ему не была доплачена пенсия в размере " ... " так как не был применен механизм увеличения размеров пенсии путем индексации исходя из стоимости жизни и роста заработной платы. Полагал, что при исчислении ему предельного размера денежного содержания, учитываемого для назначения пенсии в январе 1993 года, необходимо было руководствоваться минимальным размером оплаты труда " ... "., действовавшим в период с 1 июля по 31 декабря 1992 года, установленным Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 года N 2704-1 "О повышении минимального размера оплаты труда", поскольку увеличение минимального размера оплаты труда до " ... ". было произведено в первом квартале 1993 года.
Кроме того, на основании Приказа Министра Обороны Российской Федерации N 20 от 27 января 1993 года, его должностной оклад, из которого производилось исчисление пенсии, должен был соответствовать 8 тарифному разряду, однако ему был установлен 5 тарифный разряд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27января 1993 года N 65 с 1 января 1993 года у военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации были установлены новые размеры денежного довольствия и изменены размеры процентной надбавки за выслугу лет. Пунктом 11 этого постановления было дано указание о перерасчете пенсий пенсионерам Министерства Обороны Российской Федерации с 1 января 1993 года, исходя из новых размеров денежного довольствия и процентной надбавки за выслугу лет. Военный комиссариат произвел перерасчет пенсии с 1 февраля 1993 года. Размеры должностных окладов устанавливались в соответствии с приказом Министра Обороны Российской Федерации N 20 от 27 января 1993 года "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и усилении их социальной защиты", изданным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27. Января 1993 года N 65. Этим приказом офицерскому составу впервые устанавливались тарифные разряды по занимаемым должностям. Статьей 49 Закона регламентировано, что должностные оклады для исчисления пенсии у пенсионеров Минобороны Российской Федерации определяются исходя из уровня их увеличения у соответствующих категорий военнослужащих, одновременно с его увеличением. Военный комиссариат обязан был установить ему должностной оклад в размере заместителя командира батальона.
Военный комиссариат Тульской области произвел перерасчет пенсии, руководствуясь Указаниями Главного Управления военного бюджета и финансирования Министерства Обороны Российской Федерации от 25 февраля 1993 года N 180/13/1-91, по таблицам пересчета (приложениями N1 и 3 к данным Указаниям), и установил ему размер должностного оклада на 1 февраля 1993 года в размере 16000 руб. и код должности 0510. Однако, при этом не были применены примечания к этим таблицам. В примечании N 3 было указано, что лицам, уволенным до 1991 года и занимавшим должности заместителя командира батальона и им равные по тарификации, с 1 января 1993 года необходимо устанавливать должностной оклад в размере " ... ". (8 тарифный разряд). В отношении него этого не было сделано и исчисление пенсии в период с 1 февраля 1993 года по 1 июля 2002 года осуществлялось в заниженном размере - исходя из должностного оклада равного " ... " по должности заместителя командира роты.
Из-за ошибки, допущенной Военным комиссариатом Тульской области в установлении должностного оклада с 1 января 1993 года, выплата пенсии с 1 февраля 1993 года до 1 июля 2002 года производилась в заниженном размере, в результате чего сумма задолженности за период с 1февраля 1993 года по 1 июля 2002 года, по состоянию на 31 мая 2015 года, с учетом индекса потребительских цен, составила " ... "
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638 месячные оклады военнослужащим по присвоенным им воинским званиям должны были быть повышены с 1 июля 1999 года в 2,02 раза, и, поскольку Указ Президента Российской Федерации не был отменен, то ему с 1 июля 1999 года оклад по воинскому званию должен быть установлен в размере 503 руб. 99 коп. Однако, согласно пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, которое определением Верховного Суда Российской Федерации признано незаконным, оклад по воинскому званию был установлен ему в размере " ... "., что ущемляет его права.
Для восстановления покупательской способности несвоевременно полученных им денежных сумм и в соответствии со ст. 15 ГК РФ недополученные им суммы подлежат индексации. С учётом индексов потребительских цен на 31 мая 2015 года недополученная сумма составляет " ... " О нарушении своих прав по пенсионному обеспечению, он узнал только в ноябре 2012 года и обратился в военный комиссариат Тульской области с заявлением о выплате ему недополученной части пенсии за период, однако получил отказ.
Просил признать его право на получение пенсии в большем размере в период с 1 ноября 1992 года по 31 января 1993 года, с 1 января 1993 года по 1 июля 2002 года согласно Закону СССР от 28 апреля 1990 года "О пенсионном обеспечении военнослужащих" и Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; взыскать с Военного комиссариата Тульской области в его пользу недополученную часть пенсии за период с 1 ноября 1992 года по 31 января 1993 года с учётом индексации потребительских цен на 31 мая 2015 года в сумме " ... "., 1 января 1993 года по 1 июля 2002 года с учётом индексации потребительских цен на 31 мая 2015 года в сумме " ... "
Неправомерными действиями ответчика, выплатой пенсии в меньшем, чем положено размере, ему причинен моральный вред, размер компенсации которого он оценивает в " ... "
В судебном заседании Голубев Ю.А. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
В судебном заседании его представитель в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ Алампиев В.А. поддержал позицию своего доверителя.
В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенности Образцова Н.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствуют правовые основания для их удовлетворения.
Решением Центрального районного суда г.Тулы от 2 июля 2015 года исковые требования Голубева Ю.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Голубев Ю.А. просит постановленное по делу решение отменить, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения истца Голубева Ю.А., его представителя в порядке устного заявления Алампиева В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших отменить решение суда, возражения прежставителя Военного комиссариата Тульской области, согласно доверенности Образцову Н.В., просившую апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции в процессе рассмотрения дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Голубев Ю.А. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, на момент увольнения проходил военную службу в должности "начальник службы ракетно-артиллерийского вооружения кадра зенитно-артиллерийского полка" войсковой части " ... " гвардейской танковой армии. Должностной оклад Голубева Ю.А. составлял " ... "., оклад по воинскому званию "майор" - " ... "., выслуга лет составляет 25 лет.
Вопросы пенсионного обеспечения на момент увольнения истца регламентировались Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1982 года N986 "Об утверждении положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей". Пенсия Голубеву Ю.А. как военнослужащему была исчислена из оклада денежного содержания, выплачиваемого по последней штатной должности и воинскому званию. Тарифные разряды по должностям уволенных военнослужащих из числа офицеров на тот момент не присваивались.
В спорный период назначение и исчисление пенсии военным пенсионерам производилось на основании Закона СССР от 28.04.1990 года "О пенсионном обеспечении военнослужащих". В соответствии со ст. 46 указанного Закона исчисление пенсии названной в нем категории лиц производилось из денежного довольствия военнослужащих. При этом порядок учета соответствующих окладов по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет и их размер, определялся Советом Министров СССР.
В частности, порядок исчисления пенсий и их размер определялся Постановлением Совета Министров СССР от 24.07.1990 года N 725.
Указанное постановление не предусматривало обязанность пенсионных органов по пересмотру размеров пенсий военных пенсионеров одновременно с увеличением размера денежного довольствия военнослужащих, и устанавливало иной механизм увеличения размеров пенсий (индексация исходя из стоимости жизни и роста заработной платы).
Пересмотр назначенной Голубеву Ю.А. пенсии производился на основании Указа Президента СССР от 19.12.1991 года N УП-3074 и приказа Министра обороны СССР от 24.12.1991 года N 585 с учетом повышения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на действительной военной службе, начиная с 1.01.1992 года и составлял на указанную дату для истца 1059 руб. 00 коп. При очередном перерасчете по состоянию на 1.08.1992 года в соответствии с Указом Президента РФ от 16.07.1992 года N781 и Приказом Министра обороны ОФ от 16.07.1992 года N70 размер должностного оклада Голубева Ю.А. составлял " ... "
При этом в состав денежного довольствия, учитываемого при расчете пенсии, включались: оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет на должностях офицерского состава, исчисленная из этих окладов.
Исчисление выслуги лет, принимаемой в расчет процентной надбавки, производилось с учетом количества лет, прослуженных Голубевым Ю.А. на офицерских должностях. Выслуга лет Голубева Ю.А. в данном исчислении составила 25 лет.
Норма, предусматривающая одновременное увеличение размеров пенсии с каждым увеличением денежного довольствия, была введена только с 01.02.1993 года и содержалась в Законе РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
До введения в действие данного закона перерасчет размеров пенсий Министерства обороны РФ в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих допускался только в силу прямого указания в нормативно-правовом акте. При этом, условия, порядок и сроки увеличения размеров пенсий и увеличения денежного довольствия военнослужащих (в период с 01.01.1992 года по 31.12.1992 года) регулировались разными нормативно-правовыми актами.
В период с 01.01.1992 года по 31.12.1992 года в законе отсутствовали условия и предпосылки для точного соответствия размеров должностных окладов, которые учитывались органами пенсионного обеспечения для исчисления пенсий, размерам должностных окладов военнослужащих, состоящих на военной службе.
Постановлением Правительства РФ N 65 от 27.01.1993 года были установлены новые должностные оклады военнослужащих и предусмотрен перерасчет пенсий, исходя из увеличенного в соответствии с данным Постановлением денежного содержания военнослужащих. Этим же Постановлением Министерству обороны РФ было предоставлено право устанавливать оклады по другим должностям военнослужащих применительно к окладам, предусмотренным настоящим Постановлением.
В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ N 65 от 27.01.1993 года оно было введено в действие с 01.01.1993 года.
Согласно указанному Постановлению и Приказу Министра обороны РФ N 020 от 27.01.1993 года "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил РФ и усилении их социальной защиты" размеры должностных окладов военнослужащих были установлены в зависимости от тарифного разряда. Этим же Приказом были установлены пределы должностных окладов по соответствующим должностям и тарифным разрядам. При этом оклады были установлены только по типовым должностям.
Пунктом 9 названного Приказа Министра обороны РФ было приказано обеспечить перерасчет с 01.01.1993 года пенсий, ранее назначенных лицам офицерского состава и другим, исходя из увеличенного в соответствии с настоящим приказом денежного содержания военнослужащих, состоящих на военной службе.
Вместе с тем, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил СССР регулировались Законом СССР от 28.04.1990 года N 1467-1 "О пенсионном обеспечении военнослужащих", который также введен в действие Постановлением Верховного Совета СССР с 1.01.1993 года.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции совершенно обоснованно пришел к выводу о том, что перерасчет пенсий за выслугу лет, назначенных лицам офицерского состава сверхсрочной службы, до введения в действие указанного Закона, проводится по нормам, установленным Законом, исходя из установленных на день введения в действие этого Закона норм и видов денежного довольствия, учитываемых при исчислении пенсий, для соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на службе. Согласно ст. 64 Закона, перерасчет ранее назначенных пенсий военнослужащим, в связи с введением в действие настоящего закона проводится по документам, имеющимся в пенсионном деле ко времени перерасчета.
Соглашается судебная коллегия и с выводом суда о том, что нормативные акты Совета Министров СССР и Министра обороны СССР, более того носящие гриф "секретно", не могли являться основанием для перерасчета пенсии истцу.
В связи с тем, что занимаемая истцом должность на момент увольнения (начальник штаба - заместитель начальника отдела хранения вооружения и техники) являлась нетиповой, перерасчет его пенсии был произведен Военным комиссариатом Тульской области в соответствии с Указанием Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ от 25.02.1993 года N180/13/1-91 с 01.02.1993 года по специальным расчетным таблицам, исходя из должностного оклада " ... "
В связи с принятием 12.02.1993 года Закона Российской Федерации N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" и существенным повышением окладов денежною содержания состоящим на службе военнослужащим в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 27.01.1993 года N65 (приказ Министра обороны РФ 1992 года N020) и указанием Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации от 25.02.1993 года N180/13/1-91 с 1.02.1993 года производился пересмотр пенсий по новым нормам.
Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 12.02.1993 года N4469-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", названный закон введен в действие с 1.02.1993 года.
С введением в действие данного закона подлежали перерасчету пенсии, ранее назначенные, в том числе, уволенным со службы офицерам, если они имели право на более высокую пенсию в соответствии с указанным законом. В состав сумм, из которых подлежала исчислению пенсия, включался размер стоимости продовольственного пайка.
В расчет также принимались оклады по воинскому званию, установленные для майора и ему равных званий - " ... " процентная надбавка за выслугу лет при выслуге лет 25 и более устанавливалась в размере 40%.
Как установил суд первой инстанции, Военным комиссариатом Тульской области для исчисления пенсии Голубеву Ю.А. был установлен должностной оклад в размере " ... ". в месяц в соответствии с п. 2 указания N N, приложением 1 к указанию, примечание N1 к приложению.
Конкретно для истца оклад исчислялся по схеме исходя из ранее установленного ему на 1.08.1992 года оклада, равного " ... ". с учетом нетипового характера занимаемой на момент увольнения должности, размера оклада по должности при увольнении.
К какому-либо тарифному разряду в соответствии с Постановлением Правительства РФ N65 от 27.01.1993 года установленный ему должностной оклад не относился.
По мнению судебной коллегии суд верно высказал суждение о том, что установление тождественности занимаемой истцом на момент увольнения нетиповой должности и типовых должностей в компетенцию суда не входит.
Согласна судебная коллегия и с выводом суда первой инстанции о неправильном толковании норм материального права по доводам Голубева Ю.А. о том, что истец имеет право на увеличение пенсии в тех же размерах, что и пенсионерам из числа лиц, занимавших на момент увольнения типовые должности.
До 1.07.2002 года оклады по должности для исчисления пенсий не пересматривались, применялась лишь индексация.
Федеральным Законом от 7.05.2002 года N 49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот", Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2002 года N 537 "О денежном довольствии военнослужащих", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 года N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих" с 1.07.2002 года были предусмотрены новые единые подходы по установлению окладов по воинским должностям.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28.06.2002 года N 245 "О денежном довольствии военнослужащих" с 1.07.2002 года установлены месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в зависимости от тарифного разряда, установленного по занимаемой воинской должности. К этим же тарифным разрядам были приравнены и размеры должностных окладов, используемых для назначения пенсии.
Судом установлено, что в связи с изменениями в пенсионном законодательстве Российской Федерации Голубеву Ю.А. для расчёта пенсии с 01.07.2002 года был установлен должностной оклад 1900 рублей в месяц (приказ Министра обороны РФ от 29.08.2003 года, штатно-тарифные перечни воинских частей), что аналогично воинским должностям начальников служб в полках полного состава.
Правовой нормы, определяющей право пересмотра пенсий выплачиваемых до 1.07.2002 года, в связи с увеличением должностных окладов с 1.07.2002 года, не имеется.
По письменному обращению Голубева Ю.А. от 22.11.2012 года по вопросу проверки правильности установления должностного оклада должностными лицами Западного военного округа была проведена проверка правильности исчисления пенсии, в ходе которой был установлен соответствующий оклад, что применительно к должностному окладу начальника службы РАВ кадра полка и произведена доплата пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " что истцом в процессе рассмотрения дела не оспаривалось.
В соответствии с решением Центрального районного суда года Тулы от 11.04.2006 года по гражданскому делу по иску Голубева Ю.А. к военному комиссариату Тульской области о взыскании недополученной суммы пенсии, с учётом индексации, с военного комиссариата Тульской области в пользу Голубева Ю.А. взыскана недополученная сумма пенсии за период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учётом индексации, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учётом индексации, а также сумма недоплаты пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учётом индексации " ... ".
Решение суда исполнено Военным комиссариатом Тульской области 24.05.2006 года.
ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом г. Тулы было поставлено решение по гражданскому делу по иску Голубева Ю.А. о взыскании недополученной суммы пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ года с учётом роста индекса потребительских цен по май 2006 года в размере " ... " которое исполнено Военным комиссариатом Тульской области 18.12.2006 года.
Разрешая спор и установив, что ранее нарушенное право истца на пенсионное обеспечение восстановлено в судебном порядке, и с учетом установленных обстоятельств права истца в пенсионном обеспечении не нарушены, суд по мнению судебной коллегии законно и обоснованно оставил исковые требования Голубева Ю.А. без удовлетворения.
Выяснив, что отсутствует нарушение неимущественных прав истца со стороны ответчика, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Военного комиссариата Тульской области в пользу Голубева Ю.А. компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными, поскольку по существу не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормах материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановленного по делу решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 2 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Голубева Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.