Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Колотовкиной Л.И.,
при секретаре Шаталиной К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Щекино и Щекинском районе Тульской области на решение Щекинского районного суда Тульской области от 15 июля 2015 года по иску Авдеевой Е.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Щекино и Щекинском районе Тульской области о досрочном назначении пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Авдеева Е.А. обратилась в суд иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Щекино и Щекинском районе Тульской области о досрочном назначении пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, поскольку в период с 20 октября 1986 года по 13 ноября 1995 года работала в г. Узловая Тульской области, которая относилась к зоне с правом на отселение, а в период с 15 октября 1986 года по 10 октября 1986 года и с 13 октября 1990 года по 27 декабря 1995 года проживала в г. Щекино, также в период с 19 августа 2014 года по 31 марта 2015 года проживала в д "данные изъяты", указанные населенные пункты относятся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, однако пенсионным органом ей было отказано в досрочном назначении пенсии.
Полагала, что имеет право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 4 года, просила суд признать за ней право на назначение досрочной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 4 года; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Щекино и Щекинском районе Тульской области назначить и выплатить ей досрочную пенсию по старости с 9 апреля 2015 года.
Истец Авдеева в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Щекино и Щекинском районе Тульской области по доверенности Дрындина Е.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Щекинским районным судом Тульской области 15 июля 2015 года постановлено решение, которым исковые требования Авдеевой Е.А. удовлетворены.
Суд признал за Авдеевой Е.А. право на назначение досрочной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 4 года; обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Щекино и Щекинском районе Тульской области назначить и выплатить Авдеевой Е.А. досрочную пенсию по старости с 9 апреля 2015 года.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Щекино и Щекинском районе Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Щекино и Щекинском районе Тульской области, согласно доверенности Проходцеву Е.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую отменить постановленное судом решение, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
Согласно ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-Ф3 от 28 декабря 2013 года право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом Российской Федерации "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью первой ст.13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Статьи 33 и 34 Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его ст.13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечаний к ст.ст.32-35 названного Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Между тем, как указано в определении Конституционного суда Российской Федерации N 403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, положения ст.ст.33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст.13 того же Закона и п.2 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством Российской Федерации с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловая Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а населенные пункты "адрес" к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Авдеева Е.А. с 20 октября 1986 года по 13 ноября 1995 года работала в г. Узловая Тульской области, которая относилась к зоне с правом на отселение, а в период с 15 октября 1986 года по 10 октября 1986 года и с 13 октября 1990 года по 27 декабря 1995 года проживала в г. Щекино, также в период с 19 августа 2014 года по 31 марта 2015 года проживала в д "адрес"
В связи с чем, в силу положений п.7, 8 ст.13, ст.ст.33, 34, 35 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 года истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на первоначальную величину на 1 год и на дополнительную величину на 1 год за 3 года работы, то есть на 3 года. Таким образом, согласно положениям ст.ст.33, 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 истица имеет право на снижение пенсионного возраста на четыре года.
Приняв во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что истец право выхода на пенсию приобрела по достижении возраста 51 года, то есть с 9 апреля 2015 года, а обратилась за назначением пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст.ст.33, 34 Закона РФ N1244-1 31 марта 2015 года, суд первой инстанции правомерно указал, что Авдеевой Е.А. пенсия по старости должна быть назначена с 9 апреля 2015 года.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что законом N1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по мнению судебной коллегии являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в адекватном размере.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щекинского районного суда Тульской области от 15 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Щекино и Щекинском районе Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.