Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи КОРНИЕНКО Г.Ф.,
судей: АВИЛОВОЙ Е.О., ШАМРАЙ М.С.,
при секретаре Гребенкиной Э.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авиловой Е.О. гражданское дело по иску Вязьмитин В.В. к Государственному учреждению УПФ Российской Федерации в г.Новошахтинске о включении периодов работы в трудовой стаж истца,
по апелляционной жалобе ГУ УПФ Российской Федерации в г.Новошахтинске на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 15 июня 2015г.,
УСТАНОВИЛА:
Вязьмитин В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению УПФ Российской Федерации в г.Новошахтинске о включении периодов работы в трудовой стаж истца, указав, что с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА является получателем пенсии по инвалидности вследствие радиационного воздействия полученного при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. по достижению пятидесятипятилетнего возраста он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии по старости. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. в назначении истцу второй пенсии - пенсии по старости было отказано по причине отсутствия необходимого страхового стажа - 25 лет. Истец полагает, что при назначении пенсии, в его страховой стаж ему неправомерно не включены период пребывания на инвалидности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг.
С учетом доводов изложенных в иске, истец просил обязать ответчика включить в его общий трудовой стаж периоды пребывания на инвалидности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг.
Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 15 июня 2015г. исковые требования Вязьмитин В.В. были удовлетворены.
Суд обязал ответчика включить в страховой стаж истца периоды пребывания на инвалидности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг.
С решением суда не согласился ГУ УПФ Российской Федерации в г.Новошахтинске, подав на него апелляционную жалобу.
Апеллянт не согласен с выводами суда о том, что инвалидность, вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, в связи с аварией на ЧАЭС, при определении права на пенсионное обеспечение, приравнивается к инвалидности, полученной вследствие увечья связанного с производством или профессиональным заболеванием, поскольку полагает, что данные причины инвалидности нельзя признать равнозначными.
Апеллянт также полагает, что включение в страховой стаж истца периода нахождения на инвалидности вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, в связи с аварией на ЧАЭС после 01 января 2002г. не предусмотрено.
Ознакомившись с материалами дела, выслушав стороны по делу, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что Вязьмитин В.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, является с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и получателем пенсии по инвалидности. Согласно заключению МСЭ причиной инвалидности является ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг., накануне достижения им пятидесятипятилетнего возраста, истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему наряду с пенсией по инвалидности пенсии по старости.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. протоколом заседания комиссии ГУ УПФ Российской Федерации в г.Новошахтинске НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в назначении второй пенсии по старости как инвалиду вследствие военной травмы отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа - 25 лет.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). В частности, ст. 7 названного Федерального закона предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при этом трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
На основании п. 2 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении.
Истец полагал, что пенсионный орган при расчете его страхового стажа не включил периоды пребывания на инвалидности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг., в результате чего его страховой стаж составил менее 25 лет и он утратил право на получение второй пенсии по старости.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования истца о включении спорных периодов в страховой стаж истца, руководствовался ст.39, 92 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990г. N340-1 и разъяснениями N1 от 27.01.1993г. "О порядке определения размера фактического ущерба для установления пенсии военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, и их семьям по случаю потери кормильца", утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации от 27.01.1993г. N9 и исходил из того, что законодатель фактически уравнял при определении права на пенсионное обеспечение инвалидность вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, в связи с аварией на ЧАЭС с инвалидностью, полученной вследствие увечья связанного с производством или профессиональным заболеванием.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они строятся на неправильном толковании и понимании норм материального права.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются положениями ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В редакции данной статьи, действовавшей до 18.07.2006 г., предусматривалось, что инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Таким образом, причина инвалидности, наступившей вследствие чернобыльской катастрофы, фактически приравнивалась к трудовому увечью или профессиональному заболевания.
В новой редакции, действующей с 18.07.2006 г., подобного указания не содержится. Указано, что инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется назначение пенсии по инвалидности по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ". Действие данной редакции распространено законом на все отношения, возникшие с 01.01.2002 г.
Часть 2 статьи 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы приравнивает к инвалидам вследствие военной травмы и наделяет их правом на одновременное получение двух пенсий.
Так, согласно ч. 2 ст. 29 названного закона, граждане из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравнены в назначении пенсии к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.
В силу пп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности (предусмотренную пп. 1 п. 2 ст. 15 данного ФЗ) и трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую в том числе включается период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
В соответствии с Разъяснением Минтруда РФ от 15.04.2003 г. N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", в качестве причин инвалидности предусмотрены: "профессиональное заболевание" (инвалидность наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний - п. 5), "трудовое увечье" (инвалидность наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве - п. 6), "военная травма" (инвалидность наступила вследствие увечья или заболевания, полученных при защите Родины, или при исполнении иных обязанностей военной службы - п. 7), "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" (устанавливается указанным в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1 бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - п. 12).
Основанием для определения причины инвалидности с формулировкой трудовое увечье является акт о несчастном случае на производстве, основанием для определения причины инвалидности с формулировкой профессиональное заболевание является акт о случае профессионального заболевания. Основанием для включения в стаж периодов инвалидности может быть выписка из акта освидетельствования во ВТЭК с причиной инвалидности "трудовое увечье", "профессиональное заболевание".
Инвалидность вследствие военной травмы предполагает, что увечье или заболевание, приведшее к инвалидности, получено при исполнении обязанностей военной службы.
Суд первой инстанции ссылается на положения ст. 39 Федерального закона "О государственных пенсиях в РФ", в соответствии с которой инвалидность трудящегося, выполнявшего работу, указанную в ч. 1 ст. 89 Закона, считается наступившей вследствие трудового увечья, если несчастный случай, вызвавший повреждение здоровья, произошел при исполнении государственных обязанностей, а также задании советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции РФ, а также на ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", в соответствии с которой применяется порядок подтверждения трудового стажа, а также порядок увеличения заработка, который был установлен со дня вступления данного закона в силу.
Вместе с тем, ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" содержит указание о порядке подтверждения стажа, а не о включении в страховой стаж периодов, предусмотренных ранее действовавшим законодательством. Пункты 3, 4 ст. 30 названного закона содержат исчерпывающий список трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемой в общий трудовой стаж, и расширительному толкованию не подлежит.
Кроме того, со дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" утратили силу Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей.
Руководствуясь вышеизложенным, суду при рассмотрении данного спора надлежало установить, когда истец обратился в пенсионный орган за назначением второй трудовой пенсии по старости до введения Федеральным законом N 173-ФЗ нового правового регулирования (до 01 января 2002г.), когда причина инвалидности, наступившей вследствие чернобыльской катастрофы, фактически приравнивалась к трудовому увечью или профессиональному заболевания либо после, когда закон уже содержал исчерпывающий список трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемой в общий трудовой стаж и период пребывания на инвалидности по причине "увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС" в данный список не входило.
В рассматриваемом случае, Вязьмитин В.В. обратился за назначением второй пенсии по старости ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг., то есть после ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг., когда вступил в законную силу Федеральный закон N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", а значит, у суда первой инстанции не имелось оснований для включения в страховой стаж истца периодов пребывания на инвалидности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права с вынесением нового решения об отказе Вязьмитин В.В. в иске Государственному учреждению УПФ Российской Федерации в г.Новошахтинске о включении периодов работы в трудовой стаж истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 15 июня 2015г. отменить.
Постановить новое решение, которым в иске Вязьмитин В.В. отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.