Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Хомич С.В.,
судей Семёновой О.В., Корецкого А.Д.
при секретаре Мусакаеве М.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дядюшкина М.И., заинтересованное лицо - Федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" об оспаривании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилье по апелляционной жалобе Дядюшкина М.И. на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 16 июля 2015г. Заслушав доклад судьи Корецкого А.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дядюшкин М.И. обратился с заявлением о признании незаконным отказа Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" принять его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В обоснование указал, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА решением жилищно-бытовой комиссии в/ч 11659 он был признан нуждающимся в получении жилья. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА постановлением ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН он с составом семьи 4 человека был поставлен на квартирный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на основании ордера НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ему и членам семьи была предоставлена квартира N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА заявитель был уволен из рядов вооруженных сил по состоянию здоровья (п. "а" ч.1 ст. 49 Закона РФ от 11.02.1993 N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе"). Впоследствии Постановлением ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА занимаемая им квартира была переведена в состав служебного жилья, а распоряжением Правительства РФ N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в котором она расположена, был включен в перечень закрытых военных городков вооруженных сил РФ. Как военнослужащий, уволенный с военной службы по состоянию здоровья и имеющий право на обеспечение постоянным жильем за счет федерального органа исполнительной власти, в котором он проходил военную службу, заявитель обратился в ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на что получил отказ. Заявитель привел доводы о том, что данный отказ противоречит п.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а потому является незаконным. На основании изложенного просил признать указанный отказ незаконным и обязать ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" принять Дядюшкина М.И. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 16 июля 2015г. в удовлетворении заявления Дядюшкина М.И. отказано.
В апелляционной жалобе Дядюшкин М.И. просит отменить решение Аксайского районного суда Ростовской области от 16 июля 2015г. и удовлетворить заявленные им требования. В обоснование повторяет доводы своего заявления, оспаривает вывод суда о том, что Постановление ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА не повлекло для истца никаких последствий, что он по-прежнему является нанимателем жилья по договору социального найма, а потому оспариваемый им отказ ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" не нарушает его прав и охраняемых законом интересов.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель Дядюшкин М.И. просил отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие заинтересованного лица ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения", извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется телефонограмма с отметкой об её получении адресатом.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с абз. 3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент принятия заинтересованным лицом оспариваемого решения N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) лица, заключившие контракт о прохождении военной службы до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования) и совместно проживающим с ними члены их семей, признанные нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более обеспечиваются жильем федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Из материалов дела следует, что в период прохождения военной службы решением жилищной комиссии в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА заявитель вместе с членами семьи был признан нуждающимся в получении жилья, что Постановлением ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА он был поставлен на учет нуждающихся в получении жилья, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истцу и членам его семьи была предоставлена квартира N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА заявитель, имеющий календарную выслугу 13 лет 2 мес. и выслугу в льготном исчислении 20 лет 10 мес. был уволен из рядов вооруженных сил по п. "а" ч.1 ст. 49 закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья), что после увольнения занимаемая им квартира Постановлением ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА была переведена в состав служебных, а распоряжением Правительства РФ N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в котором она расположена, был включен в перечень закрытых военных городков (л.д.л.д. 17,18, 51-57,60,63,89-90).
Таким образом, по независящим от Дядюшкина М.И. причинам, после его увольнения из рядов вооруженных сил, правовой режим занимаемой им квартиры был изменен на служебное жилое помещение, расположенное в закрытом военном городке, вследствие чего Дядюшкин М.И. вместе с членами своей семьи вновь приобрел статус лица, нуждающегося в жилом помещении, обязанность по обеспечению которого жильем в силу прямого указания ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" возложено на Министерство обороны РФ, которое приказом N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА делегировало исполнение данной функции заинтересованному лицу.
Из материалов дела не следует, что Постановление ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и распоряжение Правительства РФ N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА были в установленном законом порядке отменены или признаны недействительными; возможность их оспаривания истцом объективно утрачена в связи с пропуском соответствующего процессуального срока и отсутствием оснований для его восстановления. То обстоятельство, что занимаемая истцом и членами его семьи квартира относится к категории служебного жилого помещения, расположенного на территории закрытого военного городка, подтверждается материалами дела и никем из участвовавших в нём лиц не оспаривалось.
Вывод суда о том, что правопреемниками исполкомов районных Советов народных депутатов стали администрации муниципальных образований, а не главы администраций района, а потому Глава администрации Аксайского района не имел права подписывать от имени муниципального образования постановление о переводе занимаемой заявителем квартиры в состав служебного жилья прямо противоречит ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой именно глава руководит на принципах единоначалия местной администрацией, обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, выводы суда о том, что постановление Главы ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА не распространяет свое действие на Дядюшкина М.И. и занимаемую им жилую площадь, что, несмотря на издание указанного правоприменительного акта, между Дядюшкиным М.И. и собственником жилого помещения сохраняются правоотношения, вытекающие из договора социального найма, что Дядюшкин М.И. уже не относится к лицам, имеющим право на получение жилого помещения в порядке, предусмотренном абз. 3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" противоречат материалам дела.
То обстоятельство, что именно ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" от имени Министерства обороны РФ осуществляет функции по жилищному учету и предоставлению жилых помещений гражданам, указанным в абз. 3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" заинтересованным лицом не оспаривалось ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций.
Вследствие изложенного, оспариваемое решение подлежит отмене как незаконное и необоснованное.
Из материалов дела следует, что Дядюшкин М.И. относится к категории лиц, имеющих предусмотренное ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на обеспечение жильем за счет федерального органа исполнительной власти (в данном случае - Министерства обороны РФ), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, что данное право им до сих пор не реализовано, поскольку занимаемая им квартира относится к служебному жилому помещению, расположенному в закрытом военном городке, предоставление которой не является реализацией права военнослужащих на жилище в том смысле, которое придают ему абз. 3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" ст. 2 ЖК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2015 N 191-О, что иного жилого помещения у него и членов его семьи не имеется, что именно заинтересованному лицу в установленном законом порядке было делегировано исполнение функции Министерства обороны РФ по обеспечению жильем признанных нуждающимися в жилых помещениях граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, уволенных с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и предусмотренных законом обстоятельств, препятствующих возложению исполнения данной обязанности на ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения", не имеется.
Возражение заинтересованного лица о том, что оно обеспечивает жильем только действующих военнослужащих, а заявитель уволился с военной службы более 20-ти лет назад является необоснованным, т.к. в силу прямого указания ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на получение жилья от Министерства обороны имеют не только действующие военнослужащие, но и уволенные с военной службы лица, указанные в его абз.3 п.1, принадлежность к которым Дядюшкина М.И. оно не оспаривает; ссылок на нормы права, возлагающие исполнение данной функции Министерства обороны в отношении военных пенсионеров на иной конкретный орган, заявитель не приводит.
Кроме того, в силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ именно на ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" возложено бремя доказывания законности оспариваемого Дядюшкиным М.И. решения.
Таких доказательств заинтересованное лицо не предоставило ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Аксайского районного суда Ростовской области от 16 июля 2015г. отменить, принять новое решение.
Признать незаконным отказ Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" в принятии Дядюшкина М.И. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" принять Дядюшкина М.И. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи.
Мотивированный текст настоящего апелляционного определения изготовлен 29.09.2015.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.