Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Шикуля Е.В.,
судей Москаленко Ю.М., Медведева С.Ф.,
при секретаре Лазаренко П.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Москаленко Ю.М. административное дело по апелляционной жалобе Войтюк О.Н., Войтюк П.Н. на решение Семикаракорского районного суда Ростовской области от 13.07.2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Войтюк О.Н., Войтюк П.Н. обратились в суд с иском к Администрации Семикаракорского района, третье лицо - Комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области, ссылаясь на то, что постановлением Администрации Семикаракорского района Ростовской области N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.08.2014 семья Войтюк исключена из списка молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, в связи с достижением Войтюк П.Н. 35 летнего возраста на день принятия решения о включении молодой семьи-участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. По мнению истцов, данными действиями нарушено их право на получение социальной выплаты, предусмотренное законом.
Иск мотивирован тем, что на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме семья Войтюк из 3-х человек отвечала предъявленным требованиям для включения их в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание на получение социальной выплаты. В связи с ограниченностью средств софинансирования социальных выплат семья до 2014 года не вошла в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Решение об исключении семьи Войтюк из списка молодых семей по форме и содержанию не отвечает положениям действующего законодательства, поскольку Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования не предусмотрена возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы. Кроме того, в 2014 году выплаты получили семьи - участники подпрограммы, находившиеся в порядковой очереди после семьи Войтюк.
На основании изложенного, с учетом уточнения ранее заявленных требований, истцы просили суд о признании незаконным постановления N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.08.2014 "Об исключении молодой семьи Войтюк О.Н. из списка молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", о возложении на Администрацию Семикаракорского района обязанности по восстановлению молодой семьи Войтюк О.Н. в списке молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, об обязании выплатить семье Войтюк О.Н. компенсацию на приобретение жилья в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".
Решением Семикаракорского районного суда Ростовской области от 13 июля 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Войтюк О.Н., Войтюк П.Н. просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное при неправильном определении значимых для дела обстоятельств. В обоснование доводов податели жалобы указывают, что право на получение социальной выплаты возникает с момента признания молодой семьи участником подпрограммы.
В суд апелляционной инстанции, лица участвующие в деле не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно, причину неявки не сообщили, не просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Руководствуясь ст. 150 КАС Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Администрации Семикаракорского района от 02.09.2011 семья Войтюк О.Н. в составе 3 человек, признана участником подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 гг.".
12.08.2014 года на заседании комиссии по рассмотрению учетных дел молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы семья Войтюк О.Н. исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в связи с достижением Войтюк П.Н., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, 35 лет на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Постановлением и.о. Главы Семикаракорского района от 27.08.2014 молодая семья Войтюк О.Н., с составом семьи 3 человека, исключена из списка молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Принимая решение, суд руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, и исходил из того, что обязательным для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" является условие о возрасте участников, который на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет (для каждого из супругов).
Поскольку Войтюк П.Н. достиг 36 летнего возраста ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, суд пришел к выводу, что семья Войтюк О.Н. обоснованно исключена из списка молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, поскольку данная семья перестала соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в подпрограмме на 2011-2015 годы.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы установили порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации указанной подпрограммы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В пункте 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Аналогичные основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы в части превышения 35-летнего возраста были предусмотрены и ранее, действовавшими Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлен порядок формирования списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Согласно пункту 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 21 Правил предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Согласно пункту 23 Правил после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Постановлением Администрации Ростовской области от 03.08.2009 года N 380 утверждено Положение о порядке реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2014 года N 135 утверждено Положение о порядке реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на территории Ростовской области.
В соответствии с пунктом 2.1.8. Положения о порядке реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на территории Ростовской области орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует, утверждает список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и в течение 5 рабочих дней с даты утверждения представляет его в уполномоченный орган. При формировании списка участников подпрограммы от муниципального образования на планируемый год учитываются молодые семьи, включенные в список участников подпрограммы в текущем году, соответствующие условиям подпрограммы, но не получившие социальной выплаты по какой-либо причине.
Согласно пункту 2.2.4 указанного Положения уполномоченный орган на основании списков участников подпрограммы от муниципальных образований формирует сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и в срок до 1 декабря года, предшествующего планируемому, выносит их на рассмотрение межведомственной комиссии и передает на утверждение главному распорядителю бюджетных средств
Пунктом 2.2.5 Положения предусмотрено, что на основании списков претендентов от муниципальных образований после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету Ростовской области на планируемый (текущий) год, и доведения сведений до Правительства Ростовской области и с учетом средств, предоставляемых из федерального, областного и местных бюджетов на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, формирует сводный список молодых семей-претендентов по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы, и сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению, выносит их на рассмотрение межведомственной комиссии и после рассмотрения передает их на утверждение главному распорядителю бюджетных средств.
В силу пунктов 4.7 и 4.8 вышеназванного Положения сводный список участников подпрограммы, сводный список претендентов, сводный список претендентов на получение дополнительных социальных выплат формируются по муниципальным образованиям Ростовской области. Изменения в сводный список участников подпрограммы вносятся, в частности в случае исключения молодой семьи из списка участников подпрограммы в связи с достижением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, до дня включения данной семьи в сводный список претендентов.
Из анализа указанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Таким образом, как в силу федерального, так и областного законодательства молодая семья с момента признания ее участником подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии; в случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
Ввиду изложенного, утверждение заявителей апелляционной жалобы о том, что на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме семья отвечала всем предъявленным требованиям, не ведут к отмене судебного решения, поскольку не свидетельствует о нарушении права молодой семьи на участие в подпрограмме, которое она, в соответствие с условиями подпрограммы, утратила по достижении Войтюк П.Н. возраста, превышающего 35 лет.
Довод апелляционной жалобы о том, что за период с 2011- 2014 годы семьи, стоявшие в очереди после них, получили социальную выплату, не могут быть приняты во внимание. Требование о незаконности действий администрации Семикаракорского района при формировании списка - претендентов на получение социальных выплат в 2012-2014 годах истцами не заявлялось, в связи с чем, соблюдение очередности при предоставлении социальной выплаты не было предметом исследования суда первой инстанции. Кроме того, данное обстоятельство не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку не является юридически значимым при отсутствии у истцов права на участие в подпрограмме.
Вынесенное судом первой инстанции решение соответствует обстоятельствам дела, нормы материального права судом применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено.
С учетом изложенного, постановленное по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Семикаракорского районного суда Ростовской области от 13.07.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Войтюк О.Н., Войтюк П.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.