Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Шикуля Е.В.
судей: Романова П.Г., Утемишевой А.Р.
при секретаре Тукусер А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Романова П.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 10 апреля 2015г.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Таганрога в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.Таганрога о признании бездействия незаконным и об обязании ликвидировать несанкционированные свалки и очаги скопления мусора.
В обоснование иска указал, что в рамках исполнения поручения прокуратуры РО НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА "О проведении проверки поступившей из аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО информации о результатах проверки в Ростовской области исполнения законодательства в сфере оборота земель, эффективности и целевого использования земельных участков" прокуратурой города Таганрога проведена проверка исполнения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности органов местного самоуправления в лице Администрации города и соответствующих муниципальных предприятий.
Так, в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА прокуратурой г.Таганрога была проведена выездная проверка с целью обследования территории города на предмет соблюдения органами местного самоуправления правил содержания территорий населенных мест, в рамках которой на территории Северного микрорайона были выявлены несанкционированные места скопления мусора.
На основании изложенного, с учетом уточненных требований, истец просил суд признать бездействие Администрации города Таганрога незаконным; обязать Администрацию г.Таганрога и уполномоченные муниципальные учреждения и предприятия ликвидировать несанкционированные свалки и очаги скопления строительного и бытового мусора на территории города в Северном микрорайоне по следующим адресным ориентирам:
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 10.04.2015 года требования прокурора г.Таганрога удовлетворены частично. Суд признал бездействие Администрации г.Таганрога незаконным и обязал Администрацию г.Таганрога ликвидировать несанкционированные свалки и очаги скопления строительного и бытового мусора на территории города в Северном микрорайоне по адресному ориентиру: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Администрация г.Таганрога не соглашается с решением суда, просит отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований прокурора. В обоснование указывает, что надлежащими ответчиками по делу должны быть УЖКХ по г.Таганрогу, как главный распорядитель средств бюджета муниципального образования "Город Таганрог", и МБУ " ФИО9", для которого УЖКХ г.Таганрога формирует и утверждает муниципальное задание и осуществляет его финансовое обеспечение. Кроме того, исполнение решения суда вызывает затруднение, в связи с тем, что в решении отсутствует конкретное определение границ территории, на которой необходимо осуществить указанные мероприятия. Суд ссылается на адресные ориентиры, на основании которых невозможно определить точный адрес территории, на которой произошло несанкционированное скопление мусора.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Так, согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона от 30.0-3.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Также ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определяет, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Правилами содержания территории муниципального образования "Город Таганрог" на территории города Таганрога должна осуществляться уборка с целью ликвидации загрязненности, запыленности и замусоренности соответствующих территорий, мойка, полив проезжей части улиц, тротуаров, площадей, уборка других объектов благоустройства и прочее.
В соответствии с п.11 ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды, а также благоустройству территорий города в границах городского округа возложена на органы местного самоуправления, в том числе Администрацию города.
Согласно Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, прокуратурой города Таганрога в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА проведена проверка исполнения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности органов местного самоуправления в лице Администрации города и соответствующих муниципальных предприятий.
В рамках комплексного обследования города на территории Северного микрорайона были выявлены несанкционированные места скопления мусора:
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, обнаружена несанкционированная свалка строительного и бытового мусора; твердые бытовые отходы растаскиваются безнадзорными животными по всей территории городского урочища и микрорайона;
на пересечении АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН выявлена несанкционированная свалка строительного и бытового мусора; судя по состоянию свалки, мусор длительное время не убирается, не вывозится соответствующими коммунальными службами;
между АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на муниципальной земле (на пустыре между строящимися домами) организована несанкционированная свалка бытового мусора, которая длительное время не ликвидируется соответствующими службами; на момент проверки имелись единичные очаги возгорания свала отходов.
Также по информации, представленной Донским БВУ, при обследовании режима использования водоохраной зоны Таганрогского залива в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА году были выявлены многочисленные очаги скопления мусора и свалки ТБО в районе АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Кроме того, Администрация города сообщила в прокуратуру города о наличии на территории города Таганрога других несанкционированных свалок, в связи с чем можно сделать выводы об информированности органов местного самоуправления о наличии на территории города несанкционированных свалок и проблем с надлежащей очисткой и уборкой территорий. Однако, органами местного самоуправления в нарушение п. 11 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок до настоящего времени не принято.
Согласно письму Администрации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА принятие каких-либо мер к ликвидации несанкционированных свалок мусора на территории города запланировано лишь на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год, что свидетельствует о ненадлежащей работе соответствующих коммунальных служб и бездействии по данному вопросу Администрации города.
Несанкционированные свалки и очаги скопления строительного и бытового мусора были выявлены прокуратурой города Таганрога на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и участках, право государственной собственности на которые не разграничено.
Суд первой инстанции, принимая решение по делу, исходил из того, что учитывая информированность органов местного самоуправления о существовании несанкционированных свалок и мест скопления строительного и бытового мусора, длительное непринятие мер к их ликвидации, в нарушение Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ Администрацией города ненадлежащим образом исполняются возложенные на нее обязанности, что ведет к нарушению прав граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
При этом, из акта обследования территории, проведенного прокуратурой г.Таганрога и УЖКХ г.Таганрога установлено, что устранено несанкционированное скопление мусора на пересечении АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, между АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Довод жалобы относительно того, что Администрация г.Таганрога является ненадлежащим ответчиком судебной коллегией отклоняется, поскольку не может повлечь за собой отмену оспариваемого решения суда.
В структуре органов местного самоуправления муниципального образования город Администрация города Таганрога (как исполнительный орган) занимает главенствующее место. Соответственно, входящие в структуру Администрации города Таганрога структурные подразделения, в том числе УЖКХ г.Таганрога, МБУ " ФИО10" формально являясь самостоятельными юридическими лицами или не являясь таковыми, подотчетны и подконтрольны Администрации города Таганрога.
Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства г.Таганрога, утвержденного Решением городской Думы г.Таганрога от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, к числу задач данного структурного подразделения отнесена организация благоустройства территории города Таганрога.
Таким образом, УЖКХ г.Таганрога и МБУ " ФИО11" созданы для фактической реализации полномочий органа местного самоуправления и являются фактическим исполнителем обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов.
Учитывая то обстоятельство, что обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды, а также благоустройству территорий города в границах городского округа отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, при этом, выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов, ответственность несет именно орган местного самоуправления.
Исходя из изложенного, поскольку именно Администрация города Таганрога, как орган местного самоуправления, обязана принимать меры по охране окружающей среды на территории муниципального образования город Таганрог, в том числе по недопущению образования несанкционированных свалок, суд правомерно возложил на нее обязанность по ликвидации несанкционированного размещения строительного и бытового мусора.
Довод о том, что решение суда неисполнимо, также не может быть принят судебной коллегией как основание к отмене решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы также признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а основаны на неправильной оценке апеллянтом исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене решения суда.
При указанных обстоятельствах решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 10.04.2015 года является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу судебного решения в обжалуемой части коллегия не находит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 10 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Таганрога - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.