Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Утенко Р.В.
судей Крицкой О.В., Кутыревой О.М.
при секретаре Куликаевой К.А.
рассмотрела в судебном заседании 02 сентября 2015 года
дело по апелляционной жалобе Петрина Д.А. на решение Первомайского районного суда города Омска от 08 июня 2015 года, которым постановлено:
"В иске Петрина Д. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел РФ по Омской области" о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, восстановлении на учете отказать".
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петрин Д.А. обратился с иском к ФГКУ "Управление вневедомственной охраны УМВД РФ по Омской области" о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, восстановлении на учете. Истец указал, что решением жилищно-бытовой комиссии ФКГУ УВО УМВД России по Омской области от " ... " он был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 3-х человек (он, жена, дочь), в связи с тем, что он служил в органах внутренних дел РФ с 19.09.1991г. по " ... " Решением жилищно-бытовой комиссии от " ... " он был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты ввиду обеспеченности жильем более установленных норм, при этом при подсчете комиссией были учтены жилые помещения, принадлежащие сожителю его матери, в отношении которых он право пользования не приобрел. Данные жилые помещения не подлежат учету при определении его права на получение социальной выплаты.
Истец зарегистрирован и проживает совместно со своей семьей в доме, принадлежащем на праве собственности сожителю его матери, общей площадью 53,4 кв.м, и подпадает под категорию лиц, перечисленных в п. 7 ч. 2 ст. 4 ФЗ N247 от 19.07.2012 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", имеющих право на получение социальной выплаты.
Истец просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма; признать незаконным протокол N " ... " заседания жилищно-бытовой комиссии от " ... " в части снятия его с учета сотрудников, имеющих право на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; восстановить его на учете на получение единовременной социальной выплаты.
В судебном заседании истец Петрин Д.А. заявленные требования поддержал, пояснив, что не имеет жилых помещений на праве собственности, на момент обращения с заявлением о постановке на учет на улучшение жилищных условий снимал жилье в аренду. Жилищная комиссия обследовала условия проживания в доме по месту его регистрации, а не по месту фактического проживания, и на каждого проживающего гражданина приходилось около " ... " кв.м.
Представитель истца Хмельницкая Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что жилищно-бытовая комиссия сняла истца с учета в связи с предоставлением истцом неверных сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, однако, истец не скрывал сведений о составе его семьи и месте проживания, каждый год предоставлял необходимые документы. В настоящее время истец проживает в " ... " в г.Омске, в котором проживают две семьи.
Представитель ФГКУ "Управление вневедомственной охраны УМВД РФ по Омской области" Ионина Е.Е. предъявленные требования не признала, указав, что в ходе проведения инвентаризации учетных дел очередников в " ... " г. было установлено, что истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованно, поскольку на каждого проживающего в жилом доме по состоянию на " ... " г. приходилось " ... " кв.м., в то время как нуждающимися признавались граждане, с обеспеченностью жилой площадью менее " ... " кв.м. Истец право для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имел и обратившись с заявлением, документов, подтверждающих данную нуждаемость не представил. В связи с выявлением в представленных документах недостоверных сведений, решением комиссии от " ... " истец был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а затем и с учета лиц, имеющих право на получение единовременной выплаты.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Петрин Д.А. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований. Апеллянт указывает, что он подпадает под категорию лиц, перечисленных в п.7 ст. 4 ФЗ N247 от 19.07.2012г., которые обладают правом на получение единовременной социальной выплаты, поскольку зарегистрирован в доме в составе двух семей, иного жилья в пользовании или собственности не имеет. Комиссией с учета он снят необоснованно в отсутствие законных на то оснований.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ФГКУ "УВО УМВД РФ по Омской области" Сафонов А.Ю. находит решение суда законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании истец поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ФГКУ "Управление вневедомственной охраны УМВД РФ по Омской области" Ионина Е.Е. выразила согласие с постановленным решением суда.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" за сотрудником, имеющим стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, закреплено право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он отвечает требованиям, перечисленным в п.2 статьи 4 Закона, а именно:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее " ... " квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке
Частью 6 статьи 4 Закона предусмотрено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях( ч.2 ст. 6).
В судебном заседании установлено, что Петрин Д.А., прапорщик милиции в отставке, помощник дежурного пункта централизованной охраны N " ... " Управления вневедомственной охраны при УВД по г. Омску, проходил службу в органах внутренних дел РФ с " ... " по " ... " г., выслуга лет составляет 21 год 00 месяцев 21 день в календарном исчислении.
Решением жилищно-бытовой комиссии ОВО при УВД Октябрьского АО г. Омска от " ... " Петрин Д.А. с семьей в составе 3-х человек (он, жена, дочь) был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.
На основании заявления Петрина Д.А. решением жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД России, утвержденным распоряжением начальника ФГКУ УВО УМВД России по Омской области от " ... " N " ... ", Петрин Д.А. (с семьей) был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с ч.2 ст. 6 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Решением жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Омской области от " ... " Петрин Д.А. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по пункту 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности, и послуживших основанием для принятия на учет.
В связи с указанными обстоятельствами, решением жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО УМВД России по Омской области от " ... " Петрин Д.А. снят с учета очередников ФГКУ УВО УМВД России по Омской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол заседания ЖБК ФГКУ УВО УМВД России по Омской области N47).
Отказывая в удовлетворении заявленных Петриным Д.А. требований о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии его с учета для получения единовременно социальной выплаты, районный суд исходил из того, что истцом были предоставлены в комиссию недостоверные сведения об обеспеченности его жилой площадью, которые не подтверждали его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, вследствие чего Петрин Д.А. был снят с данной очереди, и как следствие, снят с очереди на получение единовременной социальной выплаты.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и отвечают требованиям материального законодательства, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами.
В соответствии со ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 N189-ФЗ, с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
По требованиям п.1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 г. N 335 были установлены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области, введенные в действие с 1 января 1986 года.
Согласно подп. "а" п.7 данных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7 квадратных метров.
Судом установлено, что в рапорте о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий от " ... " Петрин Д.А. указал, что его семья в количестве 3 человек (он, жена Петрина Т.П., дочь Петрина А.Д.) проживает по адресу: " ... " в частном доме общей площадью " ... " кв.м., жилой площадью " ... " кв.м., которую снимают, а зарегистрированы по адресу: " ... ", где кроме них, проживают три человека.
Поскольку Петриным Д.А. документов, подтверждающих факт проживания по фактическому месту жительства по адресу: " ... " (регистрация по месту пребывания, договор найма, аренды), не представлено, комиссия провела обследование жилищных условий по месту регистрации истца по адресу: " ... ", и установила, что данный жилой дом состоит из четырех комнат жилой площадью " ... " кв.м., на данной площади проживают: Петрин Д.А., его жена Петрина Т.П., его дочь Петрина А.Д., мать Петрина Р.Я., сестра Петрина Н.Л. Собственником дома является Голованов Л.Б.
Таким образом, на момент постановки на учет обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи Петрина Д.А. составляла 9,86 кв.м. (49,3 кв.м.:5 человек), что превышает норму обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи менее 7 кв.м., позволяющую отнести граждан к нуждающимся в улучшении жилищных условий. Следовательно, Петрин Д.А. не имел права на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий и не представил достоверных документов, подтверждающих данную нуждаемость.
Согласно ч.2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 N189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а именно - выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пп.6).
Поскольку жилищно-бытовой комиссией в " ... " г. при проведении проверки были выявлены в предоставленных Петриным Д.А. документах сведения о превышении нормы обеспеченности истца жилой площадью, которые не позволяли Петрину Д.А. встать на учет в качестве нуждающегося, то комиссией было принято обоснованное решение от " ... " о снятии Петрина Д.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение комиссии от " ... " о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по существу истцом обжаловано в установленном порядке не было.
В соответствии с п. "г" п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N1223, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).
Снятие Петрина Д.А. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выявленными несоответствиями в представленных документах явилось основанием для принятия комиссией решения от " ... " о снятии Петрина Д.А. с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пп. "г" п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. При этом неправомерность постановки Петрина Д.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не исключает того обстоятельства, что заявителем во всяком случае не были представлены документы, подтверждающие указанную нуждаемость.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для снятия истца с учета для получения единовременной выплаты противоречит указанному выше, и потому подлежит отклонению.
Доводы апеллянта о наличии у истца права на получение единовременной выплаты в соответствии с п.7 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" подлежат отклонению, поскольку указанной статьей закона регламентированы права сотрудников органов внутренних дел на получение выплаты, которые приняты на учет в период прохождения службы в органах внутренних дел, тогда как истец был уволен до вступления в силу закона.
Как указано выше, на учет лиц, имеющих право на получение выплаты, истец поставлен в соответствии с ч.2 ст. 6 Закона, предполагающей наличие у истца права на улучшение жилищных условий при его постановке на учет до 01 марта 2005 г. в установленном порядке.
При этом в апелляционной жалобе Петриным Д.А. не указаны обстоятельства, по которым он не согласен со снятием его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, само решение комиссии о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий от " ... " апеллянтом не оспаривалось. Нуждаемость в улучшении жилищных условий в настоящее время, на которую ссылается истец, не отменяет того обстоятельства, что в период постановки его на учет жилищно-бытовой комиссией доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий им представлены не были а представленные документы о такой нуждаемости не свидетельствовали.
Все выводы суда мотивированы, основаны на всестороннем и объективном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. При разрешении спора суд правильно применил нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, не допустил нарушений требований процессуального законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда города Омска от 08 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрина Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.