Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Ланцовой М.В.,
судей Ивановой Л.В., Зубовой Е.А.,
при секретаре Гальт А.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 23 сентября 2015 года
дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Куйбышевского районного суда города Омска от " ... ", которым на него возложена обязанность предоставить Милушковой Н. М. технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации: подгузники для взрослых размером "L" в количестве 204 штук, впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60 х 90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл) в количестве 12 штук за 2014 год.
Заслушав доклад судьи Ивановой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Любинского района Омской области обратился в суд с иском в интересах Милушковой Н.М., указав, в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что Милушкова Н.М. является инвалидом " ... ", в соответствии с индивидуальной картой реабилитации Милушкова Н.М. в 2014 году должна была быть обеспечена техническими средствами реабилитации подгузниками для взрослых размером "L" в количестве 500 шт., впитывающими простынями (пеленками) размером не менее 60*90 в количестве 250 шт., кресло-коляской с ручным приводом базовой, прогулочной, в том числе для детей инвалидов в количестве 1 шт., противопролежневым матрацем воздушным (с компрессором) в количестве 1 шт., кресло-коляской с ручным приводом базовой комнатной, в том числе для детей-инвалидов в количестве 1 штука. В связи с предоставлением в 2014 г. указанных технических средств реабилитации в меньшем размере, задолженность составляет: подгузники для взрослых размером "L" в количестве 204 шт., впитывающих простыней (пеленок) размером не менее 60*90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл) в количестве 102 шт., кресло-коляска с ручным приводом базовая, прогулочная, в том числе для детей инвалидов в количестве 1 шт., кресло-коляска с ручным приводом базовая комнатная, в том числе для детей-инвалидов в количестве 1 шт., противопролежневый матрац воздушный (с компрессором) в количестве 1 шт. Несмотря на нахождение Милушковой Н.М. на учете для получения технических средств реабилитации Министерством груда и социального развития Омской области за период апрель-декабрь 2014 года средства реабилитации ей не были предоставлены. С 01.01.2015 полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям из числа ветеранов переданы Министерством труда и социального развития Омской области в Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Несмотря на обращение в филиал N " ... " Государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 27.01.2015 г., до настоящего времени Милушкова Н.М. средствами технической реабилитации не обеспечена. С учетом уточнений просил обязать Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации незамедлительно предоставить Милушковой Н. М. технические средства реабилитации за период с апреля по декабрь 2014 года - подгузники для взрослых размером "L" в количестве 204 шт., впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60*90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл) в количестве 12 шт., кресло-коляску с ручным приводом базовую комнатную, в том числе для детей-инвалидов в количестве 1 шт.
Истец Милушкова Н.М. в судебное заседание при надлежащем извещении не явилась, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, в заявлении первоначально заявленные требования в части обязания ответчика предоставить ей 90 пеленок, противопролежневый матрац воздушный и два кресла-коляски не поддержала. В остальной части просила иск удовлетворить.
В судебном заседании помощник прокурора Любинского района Филатова Е.И. просила обязать ответчика предоставить Милушковой Н.М. следующие технические средства реабилитации за период с апреля по декабрь 2014 года: подгузники для взрослых размером "L" в количестве 204 шт., впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60*90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл) в количестве 12 шт. Исковые требования в остальной части не поддержала.
Представитель ответчика ГУ- ОРО ФСС РФ по доверенности Кузьмина О.Ф., в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ- Омского регионального отделения ФСС РФ просит решение суда отменить, принять по делу новое об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что обеспечение инвалидов средствами реабилитации в натуре производится лишь на будущий период времени в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, чтобы гражданин имел возможность воспользоваться ими. При этом законом предусмотрена возможность денежной компенсации самостоятельно приобретенных инвалидом средств реабилитации, в связи с чем требования об обеспечении Милушковой Н.М. средствами реабилитации за прошлый период в натуре полагает неправомерными, а решение суда находит не соответствующим закону.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что решение суда законно и обоснованно, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Конституция Российской Федерации в ст. 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. N181-ФЗ реабилитация инвалидов представляет процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
На основании ст. 10 названного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Согласно п. 22 Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N 2347-р, к техническим средствам реабилитации, помимо прочего, относятся подгузники.
В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Судом установлено, что Милушкова Н.М. является инвалидом " ... ", срок инвалидности установлен до " ... "
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида предусмотрено обеспечение Милушковой Н.М. техническими средствами реабилитации, в том числе: подгузниками для взрослых размером "L" (объем талии не менее 100 - 150 см.), впитываемостью не менее 2200 мл.: 2 шт. в сутки, впитывающими простынями (пеленками) размером не менее 60*90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл) в количестве 1 шт. в сутки. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации определен с " ... " по " ... " г.
Из материалов дела усматривается, что за период 2014 г. Милушковой Н.М. предоставлены технические средства реабилитации: подгузники для взрослых размером "L" в количестве 296 шт.; впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60*90 в количестве 148 штук.
Несмотря на то, что Милушкова Н.М. состояла на учете за получением указанных технических средств реабилитации, оставшаяся часть полагающихся подгузников для взрослых размером "L" в количестве 204 шт., впитывающих простыней (пеленок) размером не менее 60*90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл) в количестве 102 шт., за период с апреля по декабрь 2014 г. предоставлена истцу не была, что и послужило основание для обращения прокурор в суд в ее интересах.
При этом доводы искового заявления относительно необеспечения истца средствами реабилитации, равно как и относительно количества непредоставленных средств стороною ответа ни при рассмотрении дела по существу, ни в суде апелляционной инстанции не оспаривались.
Согласно уточненному исковому заявлению, прокурор просил обязать ответчика предоставить Милушковой Н.М. средства реабилитации в размере: подгузники для взрослых размером "L" в количестве 204 шт., впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60*90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл) в количестве 12 шт.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В соответствии с заключенным 07.08.2014 г. между Министерством труда и социального развития Омской области и ГУ - Омским региональным отделением ФСС РФ соглашением N 6.1, последнему переданы сведений, необходимые для осуществления полномочий по предоставлению с 01.10.2015 инвалидам технических средств реабилитации.
Таким образом, с 01.01.2015 полномочия по предоставлению мер социальной поддержи инвалидам и отдельным категориям из числа ветеранов переданы Министерством труда и социального развития Омской области в ГУ - Омское региональное отделение ФСС РФ.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
При рассмотрении спора судом подробно проанализированы Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. N 240, в соответствии с которыми обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, в том числе посредством предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Согласно названных Правил, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов техническими средствами, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету ФСС РФ в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.
При изложенном, учитывая, что ответчик не оспаривал право Милушковой Н.М. на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с выданной индивидуальной программой реабилитации инвалида, установив факт того, что за 2014 год в полном объеме технические средства реабилитации предоставлены не были, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск прокурора о присуждении к исполнению обязанности в натуре, возложив на ГУ - Омское региональное отделение ФСС РФ обязанность предоставить Милушковой Н.М. указанные технические средства реабилитации.
Довод апелляционной жалобы о невозможности выдачи подгузников за прошедший период судебная коллегия рассматривает как несостоятельный, поскольку истечение срока, на который Милушковой Н.М. следовало предоставить указанное количество подгузников и впитывающих простыней, не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации исполнена или прекращена, равно как и не означает прекращение соответствующего права инвалида.
Согласно п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства.
Поскольку подгузники и впитывающие простыни в требуемом количестве не предоставлены, оснований для вывода о том, что он надлежащим образом обеспечен техническими средствами, а соответствующая обязанность ответчиком исполнена, не имеется.
Доводы подателя жалобы относительно наличия у Милушковой Н.М. права на получение предусмотренной ч.6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" компенсации непредоставленного или самостоятельно приобретенного средства реабилитации, сами по себе не свидетельствую о незаконности постановленного решения, поскольку доказательств обращения за соответствующими компенсациями и их получения инвалидом материалы дела не содержат, вместе с тем требования заявлены именно об обеспечении данными средствами в натуре за период, в течение которого они должны были быть предоставлены.
Применительно к изложенному, Милушкова Н.М. не может быть лишена права на социальное обеспечения, в том числе и посредством предоставления технических средств реабилитации за прошлый период в натуре, поскольку иное бы означало нарушение гарантированных ей государством гарантий как инвалиду.
По мнению судебной коллегии, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст.67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ не допущено. В связи с данными обстоятельствами, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда города Омска от 13 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.