Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.
судей Утенко Р.В., Кутыревой О.М.
при секретаре Куликаевой К.А.
рассмотрела в судебном заседании 30 сентября 2015 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социального развития Омской области Володевой Г.Х. на заочное решение Первомайского районного суда г. Омска от 24 июня 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социального развития Омской области включить Струкову Т. А. в сводный список граждан, претендующих на получение выплат из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны".
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Струкова Т.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области о признании незаконным отказа по включению в сводный список граждан, претендующих на получение выплат из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Истец указала, что является вдовой лица, приравненного по статусу к ветерану Великой Отечественной войны и имеет льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах".
Истец полагала отказ ответчика по включению ее в сводный список граждан, претендующих на получение выплат из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны незаконным, просила обязать ответчика совершить действия по включению ее в список.
В судебное заседание истец, представитель ответчика, третьих лиц не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Судом постановлено изложенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства труда и социального развития Омской области Володева Г.Х. указывает на отсутствие у лиц, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с " ... " по " ... " гг. права на улучшения жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.N 714. Поскольку право истца производно от права умершего супруга, указанное обстоятельство не дает ей право на указанные меры социальной поддержки, так как умерший супруг данным правом не обладал. Податель жалобы также указывает, что Струкова Т.А. зарегистрирована в жилом помещении, общей площадью 38 кв.м., которое до " ... " являлась ее собственным. Истцом не были представлены необходимые для включения в список документы, в том числе в отношении совместно с ней проживающих членов семьи.
В судебном заседании представитель истца Струков В.А. выразил согласие с решением суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в в Постановлении от 03.02.2014 г. N 2-П на Российскую Федерацию как правовое и социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека как высшей ценности, и в котором ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, возлагается обязанность гарантировать гражданам, исполнившим свой долг по защите Отечества, почет и уважение в обществе, а также надлежащий уровень социальной защиты, обеспечивающий им условия для активной и полноценной жизни (статья 1, часть 1; статьи 2 и 7; статья 21, часть 1; статья 39, часть 1).
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Из п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ следует, что членам семьи умершего участника Великой Отечественной войны (в частности, супруге) предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, такие меры, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем при установлении факта нуждаемости членов семьи в улучшении жилищных условий. Члены семей умерших участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей умерших участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 ст. 23.2 ФЗ N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-п утвержден "Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (в редакции от 21.01.2015 N 2-п). Согласно подпункту 2 пункта 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки имеют проживающие на территории Омской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 ФЗ "О ветеранах". Обеспечение членов семей умерших участников Великой Отечественной войны жилыми помещениями осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору (подпункт 1 пункта 4 Порядка).
Из материалов дела следует, что Струкова Т.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны Струкова А.Н., умершего " ... " г.
Струкова Т.А. зарегистрирована и проживает по адресу: Омская область, " ... ", д. Кондрашкино, " ... ". Также по указанному адресу зарегистрированы: Петров М. А. (внук), Петрова А. И. (сноха), Петров С. М. (правнук). Собственником указанного жилого помещения является Петрова Л.А (дочь).
Разрешая заявленный спор, и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что муж истца, Струков А.Н., являлся участником Великой Отечественной войны, а Струкова Т.А. является нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и истец на законных основаниях признана состоящей в указанном статусе.
Подпунктом "е" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны отнесены, в том числе, военнослужащие, уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с " ... " по " ... ".
В соответствии со ст. 15 Закона о ветеранах участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п. п. "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 данного закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 данного закона.
В силу ст. 23.2 данного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки Российской Федерацией были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от 9 января 2010 г. N 30) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Правительству Российской Федерации предложено предусмотреть бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом в 2009-2011 годах.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о незаконности действий Министерства труда и социального развития Омской области и о наличии у Струковой Т.А. права на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. При этом суд правильно исходил из буквального толкования вышеуказанных норм Закона "О ветеранах".
Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 59, 60, 67 ГПК Российской Федерации.
Согласно представленным в материалы дела документам Струков А.Н., являлся участником Великой Отечественной войны, проходил военную службу в качестве стрелка составе " ... " стрелкового полка " ... " и принимал непосредственное участие в боевых действиях в борьбе с националистическим подпольем на территории Литовской ССР " ... " г. (л.д. 13).
Постановлением главы Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района Омской области от " ... " N 28-П Струкова Т.А., постановлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как проживающая в помещении не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Распоряжением главы Знаменского муниципального района Омской области от " ... " N " ... " Струкова Т.А. включена в список на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья, как члена семьи (умершего) участника Великой Отечественной войны.
То обстоятельство, что " ... " жилое помещение, расположенное по адресу: Омская область, " ... ", д. Кондрашино, " ... " было отчуждено Струковой Т.А. в пользу своей дочери - Петровой Л.А., не препятствует на включение Струковой Т.А. в указанный список и ее возможность получение спорной льготы.
Материалами дела подтверждается, что указанное жилое помещение признанно в установленном порядке непригодным для проживания, находящимся в аварийном состоянии, подлежащим сносу ввиду наличия трещин в фундаменте дома, нарушения жесткости, массового разрушения кровли, поражения гнилью, нарушения сопряжения бревен стен, разрушения, прогибы и просадки пола (л.д. 34, 86, 88-89).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что произведя отчуждения указанного жилого помещения, Струкова Т.А. не ухудшила жилищные условия с намерением приобрести права на получение социальной гарантии, поскольку истцом было произведено отчуждение непригодного для проживания объекта недвижимого имущества. Доводы апелляционной жалобы в указанной части отклоняются судебной коллегией.
Не принимаются судебной коллегией во внимание доводы апеллянта о невозможности включения в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты, приобретение жилого помещения ввиду участия Струкова А.Н. в боевых действиях по ликвидации националистического подполья на территории Литвы после " ... " поскольку основаны на ошибочном и субъективном толковании норм материального права.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" военнослужащие, принимавшими участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с " ... " по " ... ", являются участниками Великой Отечественной войны и соответственно в силу названной нормы, ветеранами Великой Отечественной войны.
При этом, действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для лиц, указанных в подп. "е" подп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах", принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период после " ... ", такой меры социальной поддержки - как обеспечение жильем.
Более того, меры социальной поддержки, установленные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", направлены на укрепление гарантий социальной поддержки семей умерших участников Великой Отечественной войны и являются дополнительными к тем, которые были установлены для них ранее.
Ссылка апеллянта на непредставление Струковой Т.А. и членами ее семьи правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества, подлежит отклонению по следующим основаниям. Постановлением Омской области от 26.07.2006 N 99-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в том числе определен перечень необходимых документов, предоставляемых для получения указанных мер социальной поддержки (пп. 1-6 п. 7 Порядка). Согласно пп. 4, 6 Порядка копию правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение, а также справку из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" о наличии (отсутствии) в собственности у гражданина и членов его семьи жилых помещений на территории Омской области, в случае их непредставления гражданами, органы местного самоуправления Омской области запрашивает соответствующий документ посредством осуществления межведомственного информационного взаимодействия.
При таких обстоятельствах, непредставление Струковой Т.А. копий правоустановливающих документов на объект недвижимого имущества самостоятельным основанием для отказа во включение истца в список граждан, претендующих на приобретение жилого помещения, являться не будет.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы, которые сводятся к иному толкованию норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Первомайского районного суда г. Омска от 24 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства труда и социального развития Омской области Володевой Г.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.