Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей Фроловой И.М.,
Сидоренковой Е.В.,
с участием прокурора Бойкачевой О.А.,
при секретаре Хамковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 сентября 2015 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе Брянской городской администрации на решение Советского районного суда г. Брянска от 08 июня 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Прокурора Фокинского района города Брянска в интересах КТА, КЮА к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Фокинского района города Брянска обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что КТА с составом семьи 2 человека признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на жилищный учет на получение жилой площади по договору социального найма. Согласно заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 16.07.2014 г., дом, расположенный по адресу: "адрес", признан непригодным для проживания, в связи с чем КТА, КЮА, как проживающие по указанному адресу, имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Просил суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить КТА с составом семьи 2 человека, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, в границах соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее нормы предоставления.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 08 июня 2015 года исковые требования прокурора Фокинского района города Брянска удовлетворены. На администрацию города Брянска возложена обязанность предоставить КТА, составом семьи 2 человека, вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, в черте города Брянска.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации Кулешова Э.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в список сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению, утвержденного Постановлением Брянской городской администрации N 1906-П от 16.07.2014 г. Кроме того, указывает, что судом при рассмотрении дела не было выяснено то обстоятельство, в каком жилом помещении проживала семья КТА ранее, какова была его площадь, сколько в жилом помещении имелось комнат, что обязательно для определения равнозначного жилого помещения, которое необходимо предоставить семье КТА
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Фокинского района г. Брянска Лямцева О.В. указывает на то, что решение суда вынесено с соблюдением норм действующего законодательства и отмене или изменению не подлежит.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Фроловой И.М., объяснения КТА, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, выслушав прокурора Бойкачеву О.А., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, КТА и КЮА проживают в "адрес".
Согласно справки главы Белобережской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ г., КТА, с составом семьи 2 человека, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на получение жилой площади по договору социального найма с 31.10.2003 г.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", орган местного самоуправления обязан обеспечивать проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 5 Закона Брянской области от 24.07.2006 г. N 66-З "О порядке признания граждан Брянской области малоимущими с учетом размера доходов и стоимости их имущества в целях постановки на учет и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", КТА и КЮА являются малоимущими: КТА в силу возраста, а КЮА - физического состояния (инвалид детства), являются нетрудоспособными; единственным источником дохода является пенсия, у КТА в размере "данные изъяты"., у КЮА - "данные изъяты"., в собственности недвижимого имущества, автомобилей, маломерных и лодочных моторов не имеют.
Заключением межведомственной комиссии Брянской городской администрации N от 30.08.2013 года "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Протоколом заседания межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания от 17.06.2014 г., "адрес" признан ветхим и непригодным для проживания.
Постановлением Брянской городской администрации от 16.07.2014 г. N 1906-П утвержден список и очередность сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению.
Согласно приложению 2 к указанному постановлению "адрес" поставлен в очередь под номером N.
В региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", "адрес" не включен, поскольку в программу включаются дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года.
При таких обстоятельствах, учитывая результаты технического обследования указанного дома ГУП "Брянсккоммунпроект", имеющегося в материалах дела, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что помещение, в котором проживают истцы, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации), угрожает здоровью и жизни проживающих в нем граждан.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в частности, граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако, в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 02.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение в связи с тем, что дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат в коммунальной квартире. Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь,
исключительно компенсационный характер такого обеспечения. В данном случае целью законодателя является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении обязанности на Брянскую городскую администрацию предоставить КТА, с составом семьи 2 человека, вне очереди, жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, в черте города Брянска.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика в судебном заседании суда первой инстанции, которой дана правильная правовая оценка, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и неправильной оценке фактических обстоятельств, выводов суда не опровергают, следовательно, не могут служить основанием для отмены постановленного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 08 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Парамонова
Судьи областного суда И.М. Фролова
Е.В. Сидоренкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.