Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего СУЯРКОВОЙ В.В.
судей областного суда ШКОБЕНЁВОЙ Г.В.
ГОРБАЧЕВСКОЙ Ю.В.
при секретаре ЧЕПЛЯНСКОЙ В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Суярковой В.В. 29 сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя Фокинской районной администрации города Брянска на решение Фокинского районного суда г. Брянска от 27 мая 2015 года по иску ФИО1 к Фокинской районной администрации города Брянска о признании распоряжения Фокинской районной администрации города Брянска незаконным, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение. Временно проживает по адресу: "адрес". В собственности жилых помещений не имеет.
Распоряжением Фокинской районной администрации города Брянска от 02 марта 2015 года N 51р ей отказано в постановке на жилищный учет со ссылкой на п. "а" ст. 6 Закона Брянской области от 09 июня 2006 года N 37-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области" - не представлены все необходимые документы для постановки на учет, необходимые для исключения статьи 53 Жилищного кодекса РФ.
Ссылаясь на необоснованность принятого решения, а также положения ст.ст. 13 - 17, 22 Закона РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст. ст. 51, 54 Жилищного кодекса РФ, истец просит суд признать незаконным распоряжение Фокинской районной администрации города Брянска от 02 марта 2015 года N 51р в части отказа истцу в постановке на жилищный учет; признать ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента обращения с заявлением; обязать Фокинскую районную администрацию города Брянска поставить ФИО1 на жилищный учет, как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с момента обращения с заявлением, с 12 февраля 2015 года.
Решением суда исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Суд признал незаконным распоряжение Фокинской районной администрации города Брянска от 02 марта 2015 года N 51-р в части отказа в постановке ФИО1 на жилищный учет.
Обязал Фокинскую районную администрацию города Брянска поставить ФИО1 на жилищный учет, как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма со дня обращения с заявлением, с 12 февраля 2015 года.
В апелляционной жалобе представитель Фокинской районной администрации города Брянска - Давыдова О.П. просит решение суда отменить, указывая, что истица в администрацию района лично не обращалась и заявление установленной формы не подавала. Поступило заявление с документами по почте. К заявлению были приложены только часть документов, требуемые законом для постановки на жилищный учет.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО1 - ФИО7 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Суярковой В.В., выслушав возражения на жалобу представителя ФИО1 - ФИО7, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 17 ноября 2014 года Департаментом строительства и архитектуры Брянской области ФИО1 выдано удостоверение серии N, согласно которому истец является гражданином, выехавшим добровольно из зоны отселения, населенного пункта г. Новозыбков, Брянской области.
12 февраля 2015 года ФИО1 направлено почтовой корреспонденцией в Фокинскую районную администрацию города Брянска заявление о постановке её на жилищный учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением Фокинской районной администрации города Брянска от 02 марта 2015 года N 51р ФИО1 отказано в постановке на жилищный учет со ссылкой на п. "а" ст. 6 Закона Брянской области от 09 июня 2006 года N 37-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области" - не представлены все необходимые для постановки на учет документы, необходимые для исключения статьи 53 Жилищного кодекса РФ.
Признавая незаконным распоряжение Фокинской районной администрации города Брянска от 02 марта 2015 года N 51-р, суд указал, что перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен ст.54 Жилищного кодекса РФ.
Положения указанной статьи не содержат оснований к такому отказу, как - не предоставлены все необходимые для постановки на учет документы, предусмотренные частью 1 статьи 3 Закона Брянской области N 37-3 от 09 июня 2006 года, необходимые для исключения статьи 53 Жилищного кодекса РФ "последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий".
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
В силу ч.7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
В соответствии со статьёй 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (часть3); с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (часть4).
Согласно ст. 3 Закона Брянской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области" от 09.06.2006 г. N 37-3, для принятия на учет гражданин подает заявление в орган местного самоуправления по месту жительства по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, которое составляется по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.
К заявлению прилагаются:
а) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи;
б) документы, необходимые для признания гражданина малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда;
в) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:
выписка из домовой книги или копия поквартирной карточки из домоуправления;
документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения);
выписка из технического паспорта учреждения, осуществляющего техническую инвентаризацию, с поэтажным планом (при наличии);
справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, представляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя;
г) при необходимости иные документы, предоставление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации и Брянской области.
Все документы представляются в копиях с одновременным предъявлением оригинала. Копии документов после проверки их соответствия оригиналу заверяются лицом, принимающим документы. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в их получении по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону.
Требования пункта "б" настоящей статьи не распространяются на лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и относящихся к определенной федеральными законами или законом Брянской области категории граждан, которые в соответствии с данными законами имеют право на предоставление жилых помещений без подтверждения статуса малоимущего гражданина, также на лиц, предусмотренных статьями 14,15,16,17,18,19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".
Судебной коллегией установлено и представителем истца не оспаривалось, что ФИО1 почтовой корреспонденцией направлены в Фокинскую районную администрацию города Брянска заявление неустановленного образца, а также ксерокопии части документов, предусмотренные ст. 3 Закона Брянской области "О постановки на жилищный учёт граждан" N37-з от 09.06.2006 г.
Отсутствовали следующие документы: технический паспорт на занимаемое жильё, а также сведения о месте жительства ФИО1 до регистрации в "адрес".
Статьёй 6 Закона Брянской области N37-3 от 09.06.2006 г. предусмотрен отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, если не представлены все необходимые для постановки на учет документы, предусмотренные частью 1 статьи 3 Закона.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что ответчик незаконно отказал истцу в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, нельзя признать правильным, поскольку он не основан на нормах материального закона, регулирующего спорные правоотношения, и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая, что все юридически значимые по делу обстоятельства судом установлены, судебная коллегия отменяет решение суда и принимает новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фокинского районного суда г. Брянска от 27 мая 2015 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Фокинской районной администрации города Брянска о признании распоряжения Фокинской районной администрации города Брянска незаконным, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях - отказать.
Председательствующий В.В. СУЯРКОВА
Судьи областного суда Г.В. ШКОБЕНЁВА
Ю.В.ГОРБАЧЕВСКАЯ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.