Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Фроловой И.М.,
Сидоренковой Е.В.,
с участием адвоката Никольского К.В.
при секретаре Хамковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 сентября 2015 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе представителя Брянской таможни Гузь И.В. на решение Советского районного суда г. Брянска от 09 июня 2015 года по делу по заявлению ЖВП к Брянской таможне о признании решения органа государственной власти незаконным,
УСТАНОВИЛА:
ЖВП обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что является пенсионером Брянской таможни, инвалидом второй группы, длительное время состоял на жилищном учете. Из письма Брянской таможни от 01.03.2015 г. узнал, что жилищно-бытовой комиссией Брянской таможни 27.03.2015 г. принято решение о снятии его с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
С данным решением не согласен, поскольку в настоящее время имеет в составе семьи 7 человек, которые проживают в квартире площадью 44,7 кв.м. Оспаривает мотивировку принятого Брянской таможней решения о наличии у его супруги дома в "адрес", ссылаясь на то, что данный объект является индивидуальной собственностью, перешел супруге по договору дарения, следовательно, не может быть принят во внимание при определении уровня обеспеченности семьи заявителя общей площадью жилого помещения.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 09 июня 2015 года заявленные требования ЖВП удовлетворены.
Суд признал незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Брянской таможни о снятии ЖВП с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, изложенное в п. 1 резолютивной части протокола N заседания жилищно-бытовой комиссии Брянской таможни от 27.03.2015 г.; обязал Брянскую таможню отменить решение жилищно-бытовой комиссии о снятии ЖВП с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, изложенное в п. 1 резолютивной части протокола N заседания жилищно-бытовой комиссии Брянской таможни от 27.03.2015 г.
В апелляционной жалобе представитель Брянской таможни по доверенности Гузь И.В. просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное применение норм материального права. Приобретение женой ЖВП дома площадью 48,4 кв.м. является улучшением жилищных условий, и, соответственно, у ЖБК Брянской таможни имелись основания для снятия ЖВП с учета, как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Кроме того, на момент принятия решения у таможенного органа отсутствовала информация о внуке ЖВП, рожденном 25.02.2015 г.
В возражениях на апелляционную жалобу ЖВП просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая на то, что доводы апелляционной жалобы основаны на позиции ответчика, изложенной в судебном заседании, им дана правовая оценка в принятом судебном решении.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения представителя Брянской таможни по доверенности Гузь И.В. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения ЖВП, адвоката в его интересах Никольского К.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности
В соответствии с п. 1 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России, утвержденной приказом ГТК РФ от 30.09.2003 г. N 1088, сотрудникам, государственным служащим и работникам таможенных органов, учреждений, подведомственных ГТК России, нуждающимся в улучшении жилищных условий, могут предоставляться жилые помещения для постоянного проживания или служебные жилые помещения согласно нормам и порядку, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет государственного или муниципального жилищного фонда, переданного в оперативное управление таможенным органам Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 п.2 Инструкции вопросы, связанные с обеспечением должностных лиц и работников жилыми помещениями из жилищного фонда, решаются по месту их службы (работы) в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и настоящей Инструкцией.
Как установлено судом, ЖВП проходил службу в Брянской таможне с 1990 года по 2002 год. Уволен со службы в таможенных органах с 27.07.2002 г. на основании приказа Брянской таможни от 24.06.2002 г. N л.с. (в ред. приказа от 22.10.2002 г. N л.с.) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.
Как следует из материалов дела, во время прохождения службы на основании заявления от 07.10.1993 г. ЖВП был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. С 14.01.2004 г. состоял в льготном списке "В" сотрудников Брянской таможни на улучшение жилищных условий под номером 2.
С введением с 1 марта 2005 года в действие Жилищного кодекса Российской Федерации льготная очередь в таможенном органе была расформирована, лица, состоящие в льготной очереди были перемещены в общую очередь согласно датам постановки на жилищный учет.
В соответствии со списком лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по Брянской таможне по состоянию на 01.04.2014 г., заявитель ЖВП числился в данном списке под номером 6 с составом семьи 6 человек.
Протоколом N заседания жилищно-бытовой комиссии Брянской таможни от 27.03.2015 г., утвержденным начальником таможни 31.03.2015 г., ЖВП снят с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, так как изменились обстоятельства, послужившие основанием для постановки на учет, поскольку в настоящее время размер общей площади, занимаемой ЖВП и членами его семьи, превышает учетную норму, так как супругой - ЖГН приобретена собственность - жилой дом, общей площадью 48,4 кв.м.
В судебном заседании установлено, что ЖВП зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес", что подтверждается справкой от 20.05.2015 г. ООО "данные изъяты".
Согласно этой же справке совместно с ЖВП зарегистрированы: жена ЖГН, 1951 г.р., дочь ШНВ, 1971 г.р., внучка ШАА, 1996 г.р., внучка ШОВ, 1991 г.р., правнук ШИС, 2010 г.р.
Как усматривается из выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.05.2015 г., жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 44,7 кв.м., принадлежит на праве общей долевой собственности ШНВ (дочь ЖВП), доля в праве - 1/3, Ж(Ш)ОВ (внучка ЖВП), доля в праве - 1/3, ШАА (внучка ЖВП), доля в праве - 1/3.
По состоянию на 13.05.2015 г. в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах ЖВП на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Брянской области.
Согласно выписке из ЕГРП от 20.02.2015 г. и ответа Управления Росреестра по Брянской области от 22.05.2015 г. супруге ЖВП ЖГН принадлежит на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 1343 кв.м., и жилой дом, площадью 48,4 кв.м., расположенные по адресу: "адрес". Дата регистрации права собственности 30.09.2011 г.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены ч. 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, ЖВП, поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 года, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, статья 6 Вводного закона не допускает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, по основанию, закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
Соответственно, снятие истца с учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки его на учет.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно быть принято органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Положения приведенной нормы административным ответчиком не соблюдены. Обстоятельства, послужившие основанием для рассмотрения вопроса о снятии ЖВП с учета, а именно: получение в дар супругой ЖВП жилого дома, общей площадью 48,4 кв.м. в "адрес", имели место в 2011 году.
Административному ответчику было известно о наличии указанных обстоятельств в 2013 году, что подтверждается заявлением ЖВП от 01.03.2013 года в адрес жилищно-бытовой комиссии Брянской таможни, и выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество от 25.02.2013 года, находящиеся в учетном деле ЖВП ( л.д. 115, 117).
В судебном заседании представителями таможенного органа не оспаривалось, что им было известно в 2013 году о наличии у ЖГН жилого дома в "адрес".
При этом в 2013 году и в 2014 году ЖВП продолжал состоять в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (список по состоянию на 01.04.2013 - под номером 9; список по состоянию на 01.04г. 2014-под номером 6).
Между тем, решение о снятии ЖВП с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий вынесено 27.03.2015 г., следовательно, является принятым в нарушение установленных законом сроков.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в судебном заседании суда первой инстанции, которой дана правильная правовая оценка, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и неправильной оценке фактических обстоятельств, выводов суда не опровергают, следовательно, не могут служить основанием для отмены
Руководствуясь ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 09 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Парамонова
Судьи областного суда И.М. Фролова
Е.В. Сидоренкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.