Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пегушина В.Г.,
и судей Малаевой В.Г., Диянова С.П.,
по докладу судьи Пегушина В.Г.
при секретаре Жигайло А.А.
с участием прокурора Стукова Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования " ... ", по доверенности " Ф.И.О. "7, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 15 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Прикубанского административного округа " ... ", действуя в интересах " Ф.И.О. "6, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования " ... " (далее - АМО " ... "), Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края (далее - министерство), третье лицо - управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования " ... " (далее - Управление) об обязании предоставить жилое помещение лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указал, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения законодательства о защите личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что " Ф.И.О. "6, " ... " года рождения, проживающая по адресу: " ... ", относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 21.08.2013г. N 18361же " Ф.И.О. "6 включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Приобрела, в силу норм закона, право на получение благоустроенного жилого помещения на основании договора специализированного найма, которое до настоящего времени ей не предоставлено. " ... " просит обязать Министерство выделить денежные средства из бюджета Краснодарского края и перечислить их в бюджет АМО " ... " для приобретения и предоставления " Ф.И.О. "6, благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Обязать АМО " ... " предоставить " Ф.И.О. "6, " ... " г.р., после поступления денежных средств из бюджета Краснодарского края в бюджет муниципального образования " ... " благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном нормативами правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Позже прокурор " ... " уточнил исковые требования. Просил суд обязать Министерство выделить денежные средства, необходимые для предоставления " Ф.И.О. "6, 02.06.1995г.р., жилого помещения. Обязать АМО " ... " предоставить " Ф.И.О. "6, по месту ее жительства благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда " ... " от " ... " требования прокурора Прикубанского административного округа " ... " в интересах " Ф.И.О. "6 к АМО " ... ", Министерству, третьему лицу - Управлению об обязании предоставить жилое помещение лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей удовлетворены. Министерство обязано выделить денежные средства, необходимые для предоставления " Ф.И.О. "6, жилого помещения. АМО " ... " обязано предоставить " Ф.И.О. "6, по месту ее жительства, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В апелляционной жалобе представитель АМО " ... ", по доверенности " Ф.И.О. "7, указал, что при рассмотрении дела были нарушены нормы права и просит отменить обжалуемое решение, вынести новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение прокурора " Ф.И.О. "5, полагающего, что решение Первомайского райсуда законно и обоснованно, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Из материалов дела следует, " Ф.И.О. "6, " ... " года рождения, проживающая по адресу: " ... ", в соответствии со ст. 1 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной, поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом Министерства от 21.08.2013г. N 1836-жс " Ф.И.О. "6 включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей - сирот и детёй, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
" ... " проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что с момента включения " Ф.И.О. "6 в список, жилое помещение ей не предоставлялось. В настоящее время она нигде не обучается, в 2014 году окончила профессиональное училище, на государственном обеспечении не состоит, общежитием не обеспечена, в собственности объекты недвижимости не имеет. Проживает у бабушки " Ф.И.О. "8 по договору найма.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Статьей 1 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной, поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") определен перечень детей, нуждающихся в заботе со стороны государства. К ним отнесены дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными; вследствие болезни родителей, длительного их отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, а так же в других случаях отсутствия родительского попечения.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не содержит каких-либо возрастных ограничений для постановки на учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статьей 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", определен порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст. 5 выше названного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Лицам, указанным в настоящей части, жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются в первоочередном порядке при наличии одного из следующих условий: местом регистрации их рождения является Краснодарский край; местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующую организацию являлся (является) Краснодарский край; местом жительства лиц, у которых они находились (находятся) на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства, является (являлся) Краснодарский край; организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых они пребывали, расположены в Краснодарском крае.
По договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления.
В случае, если норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствующем муниципальном образовании составляет менее 33 квадратных метров на одиноко проживающего гражданина, жилое помещение лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляется по норме не менее 33 квадратных метров.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, составляет пять лет.
" Ф.И.О. "6 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот. Приобрела, в силу приведенных выше норм закона, право на получение благоустроенного жилого помещения на основании договора специализированного найма, которое до настоящего времени ей не предоставлено.
Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.
В соответствии со ст. 13акона Краснодарского края от " ... " N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" органы местного самоуправления муниципальных образований края наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья.
Указанное обстоятельство не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По правилам ст. 7.1 Закона Краснодарского края N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств краевого бюджета.
Формирование муниципального специализированного жилищного фонда жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения, строительства, в том числе участия в долевом строительстве жилых помещений за счет средств краевого бюджета.
Таким образом, включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является основанием для реализации гарантированного государством права на предоставления жилья.
Как усматривается из материалов дела, имущественное положение " Ф.И.О. "6 с момента включения ее в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по сегодняшний день не изменилось.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В ст. 40 Конституции РФ с учётом положений международно-правовых актов (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека от " ... " г., ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от " ... " г., ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) закреплено право каждого на жилище.
В ч. 2 вышеуказанной статьи указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Часть 3 статьи 40 Конституции РФ гласит, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляем бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В ч. 1 ст. 45 Конституции РФ закреплено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, провозглашённые в Конституции цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от " ... " N 20-П, Определение от " ... " N 17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В силу положений Конституции страны Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), призвана гарантировать; реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (ч. 1 ст. 40), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека,, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда " ... " следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда " ... " от " ... " оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования " ... ", по доверенности " Ф.И.О. "7, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.