судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего: Агибаловой В.О.,
судей: Пегушина В.Г., Якубовской Е.В.
по докладу судьи: Пегушина В.Г.
при секретаре: Лесных Е.А.
с участием прокурора Стукова Д.Г.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению старшего помощника прокурора " ... " " Ф.И.О. "6 на решение Первомайского районного суда " ... " от " ... ".
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор " ... " Краснодарского края, в интересах несовершеннолетнего " Ф.И.О. "1, обратился в суд к Министерству здравоохранения Краснодарского края с требованием о признании незаконным не обеспечение тест-полосками несовершеннолетнего для контроля глюкозы в крови. Указал, что проверкой прокуратуры установлено, что " Ф.И.О. "1, " ... " года рождения, относится к категории "ребенок-инвалид", включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Полномочиями по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения групп населения, получающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты, средства самоконтроля и диагностические средства, обладает уполномоченный орган субъекта РФ, то есть ответчик - Министерство здравоохранения Краснодарского края. В случае невыполнения в полном объеме указанных полномочий ответственность лежит на указанном органе.
В судебном заседании представитель прокуратуры, уточнил заявленные требования, просил обязать обеспечить ребенка-инвалида " Ф.И.О. "1 не выданными в 2013 - 2014 годах тест-полосками для контроля глюкозы в крови в количестве 1 187 штук.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда " ... " от " ... " в удовлетворении заявленных требований прокурору отказано.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора " ... " " Ф.И.О. "6 ставит вопрос об отмене решения райсуда и принятия нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств по делу.
В возражении на апелляционное представление представитель министерства здравоохранения, по доверенности " Ф.И.О. "7, просит решение райсуда оставить без изменения, а представление - без удовлетворения, полагая, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение прокурора, участвующего в деле " Ф.И.О. "5, настаивающего на доводах представления; мнение представителя министерства здравоохранения, по доверенности " Ф.И.О. "8, полагающего, что решение законно и обоснованно, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что " Ф.И.О. "1, " ... " года рождения, является ребенком-инвалидом с диагнозом сахарный диабет 1 тип, тяжелая форма, декомпенсация, установленный с 24.12.2012г., что подтверждается справками МСЭ-2011 " ... " от 16.01.2013г, МСЭ-2012 " ... " от 16.12.2013г., МСЭ-2013 " ... " от 10.12.2014г.
В прокуратуру " ... " обратился представитель региональной общественной организации инвалидов " " ... "вое диабетическое общество" " Ф.И.О. "9 в интересах ребенка-инвалида " Ф.И.О. "1 о нарушении его прав на государственную социальную поддержку. В ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения требований законодательства.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального Закона РФ N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999г. право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют - дети-инвалиды, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Федеральным Законом РФ от 18.10.2007г. N 230-ФЭ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" внесены изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи", дополнительно введена ст.4.1, предусматривающая, что к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными, продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. N805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" муниципальному образованию " ... " были переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Законом Краснодарского края от " ... " N2398-К3 "О внесении изменений в Закон Краснодарского края от 15.12.2004г. N805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными
государственными полномочиями в области социальной сферы" муниципальному образованию " ... " переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным группам населения в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, кроме групп населения, получающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты, средства самоконтроля и диагностические средства, либо перенесших пересадки органов и тканей, получающих иммунодепрессанты.
Таким образом, полномочиями по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения групп населения, получающих инсулины, таблетированные сахароснижающие препараты, средства самоконтроля и диагностические средства, обладает уполномоченный орган субъекта РФ, то есть Министерство здравоохранения Краснодарского края, самостоятельно закупая лекарственные препараты, средства самоконтроля и диагностические средства для больных сахарным диабетом. Соответственно ответственность за выполнением указанного полномочия лежит на Министерстве здравоохранения Краснодарского края.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции сослался на то, что заявка муниципального образования " ... " на тест-полоски в 2013г., 2014г. была выполнена полностью.
В соответствии со Стандартом первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинзависимом сахарном диабете, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от " ... " N 582, обеспеченность детей тест-полосками должна составлять 730 штук в год.
Приказом Минздрава России от " ... " N 750н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинзависимом сахарном диабете", вступившим в законную силу " ... " года, установлено, что обеспеченность детей тест-полосками должна составлять 1460 штук в год.
В судебном заседании суда первой инстанции была представлена заверенная копия амбулаторной карты ребенка " Ф.И.О. "1, из которой видно, что эндокринологом делались записи о необходимости постоянного контроля глюкозы. Измерения уровня глюкозы в крови проводятся до инсулинотерапии перед каждым приемом пищи. В амбулаторной карте назначена инсулинотерапия и указано время (8часов, 13 часов, 18 часов, 22 часа) ежедневно, то есть 4 раза в день.
" ... " был обеспечен Министерством здравоохранения Краснодарского края тест-полосками для контроля глюкозы в крови детям- инвалидам: в 2013 году в количестве 17500 штук на 33 детей, что в среднем составляет 1,45 полоски в день на одного ребенка, в 2014 году в количестве 32500 штук на 36 детей, что в среднем составляет 2,5 полоски в день на одного ребенка. Указанного количества было недостаточно, заявка же в большем размере Министерством здравоохранения не утверждалась, ограничивалась нормативом финансовых затрат в месяц на одного гражданина.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно. Право ребенка-инвалида заявителя на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения его лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от указанного выше норматива и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
При вынесении решения районный суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, а также выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, а поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное представление помощника прокурора " ... " " Ф.И.О. "6 - удовлетворить.
Решение Первомайского районного суда " ... " от " ... " - отменить. Принять по делу новое решение.
Удовлетворить заявленные требования прокурора " ... " Краснодарского края в интересах несовершеннолетнего " Ф.И.О. "1 к Министерству здравоохранения Краснодарского края об обязании обеспечить ребенка-инвалида " Ф.И.О. "1 не выданными в 2013 - 2014 годах тест-полосками для контроля глюкозы в крови в количестве 1 187 штук.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.