Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.,
судей Кривцов А.С., Борисихиной С.А.,
по докладу судьи Борисихиной С.А.,
при секретаре Маркиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ярмамедова Я. на решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 6 мая 2015 г.,
УСТАНОВИЛА:
Ярмамедов Я. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа ГУ МВД по Краснодарскому краю в лице Отдела пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД от " ... "г. " ... " в назначении пенсии по выслуге лет, возложении обязанности назначить выплату пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что " ... " он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет, однако получил отказ в связи с отсутствием оснований для назначения ему пенсии по линии МВД России. С данным отказом истец не согласен, считает его незаконным, просит суд назначить ему пенсию по выслуге лет с " ... "
Обжалуемым решением в удовлетворении заявленных требований Ярмамедова Я. отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 6 мая 2015 г., полагая его незаконным и необоснованным, и принять новое решение об удовлетворении его требований к ГУ МВД по Краснодарскому краю.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что Ярмамедов Я. с " ... "г. по " ... "г. и с " ... "г. по " ... "г. проходил службу в органах МВД Туркменской Республики, в период с " ... "г. по " ... "г. - службу по призыву в рядах Советской Армии. Согласно представленной трудовой книжки, периодов службы Ярмамедова Я. в органах внутренних дел Российской Федерации не имеется.
На день увольнения из органов внутренних дел Республики Туркменистан выслуга лет Ярмамедова Я. в календарном исчислении составила 19 лет 09 месяцев 22 дня. В " ... " пенсия Ярмамедову Я. не была назначена виду отсутствия условий для ее назначения по законодательству Республики Туркменистан.
" ... "г. Ярмамедов Я. обратился с заявлением в ГУ МВД России по Краснодарскому краю о признании права на пенсию за выслугу лет, назначении и выплате пенсии за выслугу лет.
На заявление Ярмамедова Я. отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Краснодарскому краю письмом от " ... " сообщил об отсутствии правовых оснований для первичного назначения пенсии по линии МВД России, поскольку пенсия ему по линии МВД в " ... " не назначалась.
Судебная коллегия, проверив и изучив материалы дела, пришла к выводу, что отказ суда первой инстанции в исковых требованиях Ярмамедова Я. об оспаривании вышеназванных действий ответчика является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Российская Федерация и Туркменистан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства-участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств".
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
Из содержания приведенных норм следует, что вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, исходя из принципа территориальности, регулируются законодательством государства, на территории которого они проходили службу, уволились и в котором постоянно проживают. Пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии Стороной (государством-участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее. Соглашением от 24 декабря 1993 г. не предусмотрена возможность первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшему сотруднику органов внутренних дел государством, в которое он переехал для постоянного проживания.
Первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством-участником Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны (государства-участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства.
Таким образом, пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел других государств-участников Содружества Независимых Государств, переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств-участников Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им назначена.
Указанная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2015 г. N 11-КГ15-4.
Поскольку пенсия по месту увольнения со службы в органах внутренних дел на территории Туркменистана Ярмамедову Я. не назначалась ввиду отсутствия необходимых по законодательству Туркменистана условий для ее назначения, вывод суда первой инстанции об отказе в признании за ним права на пенсию за выслугу лет на условиях и в порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, является законным и обоснованным. Данный вывод не противоречит нормам Соглашения от 24 декабря 1993 г.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судом апелляционной инстанции состоятельными, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, которая у судебной коллегии не вызывает сомнений в своей правильности.
Представленные в материалах дела доказательства судом первой инстанции были исследованы в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела районным судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 6 мая 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.