Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей: Диденко И.А., Диянова С.П.
по докладу судьи Агибаловой В.О.
при секретаре Жигайло А.А.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Попова М.Г. - представителя по доверенности администрации МО г.Краснодар и по апелляционной жалобе Каратыш Н.Л. на решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 12 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каратыш Н.Л. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать отказ в постановке на учет в целях предоставления земельного участка от 20.03.2015г. незаконным; признать право на постановку на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка и обязать администрацию МО г.Краснодар предоставить многодетной семье Каратыш Н.Л. бесплатно без проведения торгов земельный участок для индивидуального строительства на территории МО г.Краснодар.
В обоснование заявленных требований указал, что он является отцом троих несовершеннолетних детей - Каратыш Д.Н., 13.10.2007 года рождения, Каратыш М.Н., 26.03.2012 года рождения, Каратыш А.Н., 05.05.1999 года рождения. С 27.08.1993г. зарегистрирован и проживает со своей семьей, состоящей из пяти человек, по месту жительства по адресу: " ... ". 30. 02.02.2015г. заявитель обратился с заявлением на имя главы г.Краснодара о постановке его на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в аренду по категории граждан имеющих трех и более детей. Письмом от 20.03.2015г. администрации г.Краснодар ему было отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с отсутствием в предоставленных документах копии свидетельства о рождении одного ребенка Каратыш А.Н. считает данный отказ администрации МО г.Краснодар незаконным, нарушающим его права.
Обжалуемым решением суд удовлетворил заявление Каратыш А.Н. Признал отказ администрации МО г.Краснодар от 20.03.2015г. N 6898.26 незаконным и обязать администрацию МО г.Краснодар восстановить нарушенное право Каратыш Н.Л. путем постановки его на учет граждан, имеющих трех и более детей в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду, с датой постановки на учет -08.04.2015г.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, Попов М.Г. - представитель по доверенности администрации МО г.Краснодар просит отменить решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 12 мая 2015 года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Каратыш Н.Л. требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что решение суда первой инстанции необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, Каратыш Н.Л. просит изменить решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 12 мая 2015 года в части, указав дату постановки на учет согласно первичного его обращения в администрации МО г.Краснодар, т.е. 02 марта 2015 года.
Проверив материалы административного дела, выслушав Короткую И.О. - представителя по доверенности администрации МО г.Краснодар, поддержавшую доводы апелляционной жалобы и Каратыш Н.Л., просившего изменить решение районного суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия полагает изменить решение суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, установленными настоящей главой. Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле.
Как видно из материалов административного дела, Каратыш Н.Л. является отцом троих несовершеннолетних детей - Каратыш Д.Н., 13.10.2007 года рождения, Каратыш М.Н., 26.03.2012 года рождения, Каратыш А.Н., 05.05.1999 года рождения.
С 27.08.1993г. заявитель со своей семьей, состоящей из пяти человек, зарегистрирован и проживает в квартире N 30, площадью 43, 2 кв.м, расположенной по адресу: " ... "
02 марта 2015г. Каратыш Н.Л. обратился с соответствующим заявлением на имя главы МО г.Краснодар о постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в аренду по категории граждан имеющих трех и более детей.
Письмом администрации МО г.Краснодар от 20.03.2015г. " ... " ему было отказано в удовлетворении его заявления, в связи с тем, что в предоставленных им документах отсутствует копия паспорта одного из детей.
С данным отказом администрации МО г.Краснодар Каратыш Н.Л. не согласен, полагает его незаконным, нарушающим его права и законные интересы. Данное обстоятельство послужило поводом для обращения в суд.
Согласно пункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
Согласно статье 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона Краснодарского края от 25.12.2014г. N3085-КЗ "О предоставлении гражданам, находящимся в государственной или муниципальной собственности" для приобретения земельного участка в аренду заявитель подает заявление о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление ему земельного участка (далее - учет), с приложением документов, указанных в части 3 настоящей статьи, в соответствующий орган местного самоуправления по месту жительства с учетом положений статьи 2 настоящего Закона.
Для постановки на учет к письменному заявлению должны быть приложены копии: паспорта заявителя; судебного решения о месте жительства в случае отсутствия сведений о регистрации заявителя на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, или в случае наличия спора о месте регистрации; документов, подтверждающих наличие у заявителя трех и более детей на момент подачи заявления; свидетельства о браке в случае несовпадения фамилии заявителя и ребенка (детей); справки с места прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации (в случае прохождения детьми военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации); справки с места обучения; уведомлений согласно запрашиваемым сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним из Государственного кадастра недвижимости, из похозяйственных книг и иных правоустанавливающих документов об отсутствии у другого (других) родителя зарегистрированных прав на земельные участки, предоставленные в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, предназначенные для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
Судом первой инстанции установлено, что при приеме заявления и прилагаемых к нему документов для предоставления услуги "Постановка граждан, имеющих трех и более детей на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду" должностным лицом МКУ "МФЦ" было проверено наличие всех документов, о чем Каратыш Н.Л. была выдана расписка о приеме документов установленной формы.
Таким образом, вышеуказанные требования статьи 3 Закона Краснодарского края от 25.12.2014г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, находящимся в государственной или муниципальной собственности" Каратыш Н.Л. были соблюдены в полном объеме.
Принимая во внимание, что у заявителя имелись все основания для постановки на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 25.12.2014г. N 3085-КЗ., суд верно признал незаконным отказ администрации МО г.Краснодар, выраженный в письме от 20.03.2015г.
При удовлетворении заявленных Каратыш Н.Л. требований, суд первой инстанции определил дату постановки заявителя на учет - 08.04.2015г.
Вместе с тем, согласно пункту 7 статьи 3 Закона Краснодарского края от 25.12.2014г. N3085-КЗ "О предоставлении гражданам, находящимся в государственной или муниципальной собственности" датой и временем постановки заявителя на учет считаются дата и время подачи им заявления о постановке на учет с приложением документов, указанных в части 3 настоящей статьи.
Учитывая требования данной нормы, судебная коллегия полагает изменить решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 12 мая 2015 года, указав дату постановки заявителя на учет - 02 марта 2015 года, т.е. дату обращения Каратыш Н.Л. с заявлением о постановке на учет в администрацию МО г.Краснодар.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 12 мая 2015 года изменить в части даты постановки на учет Каратыш Николая Леонидовича.
Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар восстановить нарушенное право Каратыш Николая Леонидовича путем постановки его на учет граждан, имеющих трех и более детей в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду, с датой постановки на учет - 02 марта 2015 года.
В остальной части решение Первомайского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 12 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Попова М.Г. - представителя по доверенности администрации МО г.Краснодар - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.