Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Перовой М.В., Морозовой Н.А.,
по докладу судьи краевого суда Лободенко К.В.,
при секретаре Щербине Ю.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОАО "Кубаньэнерго" на основании доверенности Ибрагимова А.Х. на решение Туапсинского районного суда от 24 июня 2015 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Кубаньэнерго" обратилось в суд с иском к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю, администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района и Молчановой З.В. о признании границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... " декларативными, исключении сведений из государственного кадастра недвижимости.
В обоснование требований указано, что спорный земельный участок Молчановой З.В. не предоставлялся. Вместе с тем, на участке находится линия электропередач ВЛ10кВ Н58-КРН-Н58/420п и стоит одна опора, которую вынести невозможно. ОАО "Кубаньэнерго" необходимо поставить линию электропередачи на кадастровый учет охранной зоны ЛЭП, но общество лишено возможности сделать это ввиду наличия сведений о спорном участке в государственном кадастре недвижимости.
Молчанова З.В. иск не признала, обратилась в суд со встречным иском к ОАО "Кубаньэнерго" о признании границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... " правомерными.
В обоснование встречных требований указано, что ОАО "Кубаньэнерго" не представлено доказательств наличия у него каких-либо законных прав, как на земельный участок, так и на объект капитального строительства - линию электропередачи. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости и сведений ЕГРП, земельный участок с кадастровым номером " ... " имеет вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства". У органа кадастрового учета отсутствовали законные основания для принятия решения об отказе в кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером " ... ", вследствие чего кадастровый учет был проведен на законных основаниях в соответствии с требованиями закона о кадастре.
Решением Туапсинского районного суда от 24 июня 2015 г. иск ОАО "Кубаньэнерго" оставлен без удовлетворения. Встречное исковое заявление Молчановой З.В. удовлетворено полностью. Суд признал правомерным местоположение границы земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... " в соответствии со сведениями, содержащимися в межевом плане от 13 октября 2010 г., подготовленном ООО ГУП "Комитет землеустройства и кадастра объектов недвижимости". Суд признал " ... ". правомерной площадью земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... "
В апелляционной жалобе представитель истца выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований общества и отказе в иске Молчановой З.В. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя ОАО "Кубаньэнерго" на основании доверенности Ибрагимова А.Х., настаивавшего на удовлетворении жалобы, представителя Молчановой З.В. на основании доверенности Молчанова Н.Г., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ от 21 декабря 2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередачи относятся к линейным объектам.
В соответствии с пунктом 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.) являются объектами капитального строительства.
Пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 49 Градостроительного кодекса РФ не содержит в себе положений, предусматривающих освобождение от необходимости осуществления государственной экспертизы в отношении проектной документации по строительству линейного объекта.
Кроме этого статья 51 Градостроительного кодекса РФ не имеет исключений в необходимости получения разрешения на строительство для строительства линейных объектов.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом линии электропередачи относятся к линейным объектам капитального строительства, указанные линии электропередачи являются объектами недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту Закон о государственной регистрации), установлено, что недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о государственной регистрации, таковой подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Частью 1 статьи 12 Закона о государственной регистрации установлено, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации, проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование, являются объектами электросетевого хозяйства.
В соответствии со статьей 89 Земельного кодекса РФ, землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным этим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для: размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов; размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен статьей 30 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 486 "Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети" воздушная линия электропередачи размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.
Пунктом 3 Правил от 11 августа 2003 г. N 486 минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно (опоры линии связи, обслуживающей электрическую сеть) определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли.
Воздушные линии электропередачи высокого напряжения создаются как электротехнический объект в строго определенном месте на основании рабочей проектной документации, разработанной в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 г. N 204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок".
Согласно указанным Правилам проектирование опор, фундаментов и оснований должно производиться с учетом характера местности, физико-механических свойств грунта, климатических и иных условий, от которых зависят оказываемые на конструкцию нагрузки и воздействия.
Так, для строительства линий электропередачи (линейных объектов) в соответствии с земельным законодательством РФ и другими нормативными актами необходимо формировать земельные участки для размещения опор линий электропередачи.
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, ОАО "Кубаньэнерго" не представлено доказательств, что линия электропередачи (линейный объект недвижимости) ВЛ-10кВН58-КРН-н58/420п, создана им на земельном, участке, предназначенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, а также с получением на это необходимых разрешений в соответствии с градостроительными и строительными нормами и правилами.
Проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизой также установлено, что размещение линии электропередачи ВЛ-10кВН58-КРН-н58/420п в границах земельного участка с кадастровым номером " ... " является неправомерным.
Апелляционным определением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 25 апреля 2014 г. установлено, что основные электролинии в п. Джубга созданы в 1977 году, т.е. задолго до образования ОАО "Кубаньэнерго".
При этом, ВЛ-10кВН58-КРН-н58/420п создана ОАО "Кубаньэнерго" для электроснабжения аквапарка "Джубга" в 2008 г. и изменена (реконструирована) в 2011 г. путем установления третьей дополнительной опоры в границах земельного участка с кадастровым номером " ... ", что подтверждается имеющимися в материалах дела картой изменения электрических сетей, произведенных на основании технических условий " ... " (2008 г.) и поопорной схемой линии электропередачи от 2011 г.
Кроме того, в материалах дела представлен акт разграничения балансовой принадлежности " ... " от 20 июля 2008 г., которым также подтверждается, что линия электропередачи ВЛ-10кВН58-КРН-н58/420п была построена ОАО "Кубаньэнерго" в 2008 г. для электроснабжения аквапарка "Джубга", принадлежащего ООО "Джубга".
При таких, обстоятельствах судом правильно установлено, что линия электропередачи ВЛ-10кВН58-КРН-н58/420п возведена ОАО "Кубаньэнерго" в период с 2008 по 2011 г. с нарушением требований статьей 48, 49, 51, 55 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно уведомлению администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 25 декабря 2013 г. N 1599 и уведомлению администрации муниципального образования Туапсинский район от 27 марта 2015 г. " ... ", ОАО "Кубаньэнерго" не предоставлялся в установленном законом порядке земельный участок для строительства линии электропередачи ВЛ-10кВН58-КРН-н58/420п, а также ОАО "Кубаньэнерго" не выдавалось в установленном законом порядке разрешение на строительство этой линии электропередачи и разрешение на ввод ее в эксплуатацию.
Также в материалах дела имеется уведомление администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 27 мая 2015 г. N 664 и уведомление управления имущественных отношений администрации муниципального образования Туапсинский район от 01 июня 2015 г. N 1522/036, из которых следует, что у них отсутствуют материалы фактического положения линии электропередачи ВЛ-10кВ Н-58-КРН-Н58/420п, оформленные в установленном порядке, чем подтверждается, что ранее ни ОАО "Кубаньэнерго", ни какой другой организацией, в соответствии с пунктом 19 Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. N 255 в исполнительный комитет местных Советов народных депутатов не были переданы материалы фактического положения указанной линии электропередачи, оформленные в установленном порядке, для нанесения их на соответствующие карты землепользовании.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что для строительства линейного объекта капитального строительства - линии электропередачи ВЛ-10кВ Н-58-КРН-Н58/420п, расположенной в п. Джубга Туапсинского района, созданной ОАО "Кубаньэнерго" для электроснабжения аквапарка "Джубга" в 2008 г. и измененной (реконструированной) в 2011 г. был отведен в установленном порядке земельный участок и предоставлено разрешение на строительство.
Так, линия электропередачи ВЛ-10кВ Н-58-КРН-Н58/420п была создана ОАО "Кубаньэнерго" для электроснабжения аквапарка "Джубга" в 2008 г. и изменена (реконструирована) в 2011 г. на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, без получения на это необходимых разрешений.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие наличие зарегистрированного права ОАО "Кубаньэнерго" на линейный объект капитального строительства - линию электропередачи ВЛ-10кВ Н-58-КРН-Н58/420п, созданную ОАО "Кубаньэнерго" для электроснабжения аквапарка "Джубга" в 2008 г. и измененную (реконструированную) в 2011 г.; наличие у ОАО "Кубаньэнерго" зарегистрированных в ЕГРП прав на земельный участок, предоставленный в установленном порядке для строительства объекта капитального строительства - линии электропередачи ВЛ-10кВ Н-58-КРН-Н58/420п.; наличие у ОАО "Кубаньэнерго" прав на земельный участок, предназначенный для строительства объекта капитального строительства ? линии электропередачи ВЛ-10кВ Н-58-КРН-Н58/420п, которые были бы оформлены в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Доводы ОАО "Кубаньэнерго" о нарушении прав общества обоснованно отвергнуты судом первой инстанции.
Судом установлено, что кадастровые работы по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... " проводилось ООО "ГУП Комитет землеустройства и кадастра объектов недвижимости" в 2010 г., данное обстоятельство подтверждается межевым планом от 13 октября 2010 г.
Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона о кадастре (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предметом указанного в части 1 этой статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Письмом Министерства экономического развития РФ от 19 мая 2009 г. N Д23-1465 также давались разъяснения, что при проведении кадастровых работ в отношении земельных участков следует учитывать, что согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре. При этом права данных лиц на земельные участки должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) либо оформлены в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
При этом ОАО "Кубаньэнерго" не представлено доказательств, подтверждающих, что оно является законным правообладателем земельных участков на каком-либо из прав, перечисленных в части 3 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", являющихся смежными с земельным участком с кадастровым номером " ... ", а равно не представлено доказательств, подтверждающих наличие у общества прав на эти земельные участки, которые были оформлены в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вследствие чего, при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... ", отсутствовала необходимость согласования местоположения границы этого земельного участка с ОАО "Кубаньэнерго".
Поскольку ОАО "Кубаньэнерго" не являлось заинтересованным лицом при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... ", доводы последнего о том, что при проведении этих кадастровых работ были затронуты права общества правильно признаны судом несостоятельными.
Как следует из межевого плана от 13 октября 2010 г., подготовленного ООО "ГУП "Комитет землеустройства и кадастра объектов недвижимости" в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... ", согласование местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... " было проведено в полном соответствии с нормами статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При рассмотрении заявления о кадастровом учете и представленного с ним межевого плана по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... ", органом кадастрового учета не было выявлено нарушений норм Закона о кадастре, вследствие чего органом кадастрового учета был проведен кадастровый учет.
Судом установлено, что доводы ОАО "Кубаньэнерго", о том, что при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... " и согласовании местоположения его границы и площади были нарушены требования пункта 6 части 4 пункта 13 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства от 17 февраля 2003 г. и 18 апреля 2003 г. и Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08 апреля 1996 г., являются необоснованными, поскольку инструкция по межеванию земель, утвержденная Роскомземом 08 апреля 1996 г. предназначена для граждан и юридических лиц, выполняющих работы по межеванию земель независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Письмом от 28 февраля 2003 г. N АО/54 "О применении Инструкции по межеванию земель" Федеральная служба земельного кадастра России давала разъяснения, что вопросы организации и порядка проведения землеустройства, согласования и утверждения землеустроительной документации регулируются статьей 69 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07 июня 2002 г. N 396 "Об утверждении положения о проведении территориального землеустройства" и от 11 июля 2002 г. N 514 "Об утверждении положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07 июня 2002 г. N 396 "Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства" технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России. В связи с этим 17 февраля 2003 г. утверждены "Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства" и "Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства".
В соответствии с вышеизложенным "Инструкция по межеванию земель", утвержденная Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и прошедшая правовую экспертизу Минюста России в 1996 году, применяется в части, не противоречащей упомянутым Федеральным законам и нормативным правовым актам с учетом положений утвержденных методических рекомендаций.
"Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства" утвержденные Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 г., разработаны в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 2002 г. N 396.
В указанных Методических рекомендациях дается описание состава и содержания работ, состава, содержания и оформления землеустроительной документации при межевании объектов землеустройства, а также осуществления контроля за проведением межевания.
Статьей 5 Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в ст. 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" внесены изменения, в результате которых земельные участки исключены из перечня объектов, являющихся объектами землеустройства.
В соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", объекты землеустройства - это территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон. В соответствии с этим перечнем, земельные участки не являются объектами землеустройства, следовательно, при уточнении местоположения границы земельного участка с кадастровым номером " ... " кадастровый инженер не должен был руководствоваться инструкцией по межеванию земель и Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, а должен был руководствоваться нормами Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412.
Как видно Инструкция по межеванию земель и Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства применимы лишь при межевании объектов землеустройства - территорий субъектов Российской Федерации, территорий муниципальных образований, территорий населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также частей указанных территорий и зон.
При таких обстоятельствах, доводы ОАО "Кубаньэнерго" о том, что при межевании земельного участка, кадастровым инженером были нарушены требования Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 17 февраля 2003 г. и Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08 апреля 1996 г., являются необоснованными и противоречат действующему законодательству.
Таким образом, доводы ОАО "Кубаньэнерго" о том, что при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... " был нарушен порядок согласования местоположения границы уточняемого земельного участка, а также нарушено право ОАО "Кубаньэнерго" на согласование местоположения границы указанного земельного участка, являются несостоятельными.
При проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... ", местоположение границы этого земельного участка устанавливалось исходя из фактического их местоположения, а также исходя из сведений, содержащихся в чертеже границы земельного участка с кадастровым номером " ... ", подтверждающего местоположение границы при образовании земельного участка и существование этих границ на местности 15 и более лет, изготовленного ООО ГУП "Комитет землеустройства и кадастра объектов недвижимости" 08 сентября 2010 г. и согласованного Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район, а также исходя из сведений, содержащихся в ситуационном плане расположения земельного участка с кадастровым номером " ... " на территории поселка Джубга Туапсинского района от 08 сентября 2010 г. Площадь земельного участка с кадастровым номером " ... " также была установлена по результатам проведенных кадастровых работ.
При проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... " указанный земельный участок принадлежал на праве пожизненно-наследуемого владения Иваненко Л.Н., что подтверждается свидетельством о праве пожизненно-наследуемого владения на землю от 02 февраля 1993 г.
Согласно свидетельству о праве пожизненно-наследуемого владения на землю от 02 февраля 1993 г. и сведений, содержащихся в кадастровом паспорте земельного участка от 21 сентября 2010 г. " ... ", декларированная площадь земельного участка с кадастровым номером " ... " составляла " ... ".
По сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, декларированная площадь земельного участка с кадастровым номером " ... " составляла " ... " что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 21 сентября 2010 г. N " ... ".
Судом первой инстанции установлено, что по результатам проведенных кадастровых работ было выявлено, что фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером " ... " составляет " ... ".
Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" допускается проведение государственного кадастрового учета земельного участка в связи с уточнением его границ в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, не будет больше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН.
В соответствии со статьей 33 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент проведения кадастровых работ), предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 12 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в редакции, действующей на момент проведения кадастровых работ), установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 24 июня 2008 г. N 15, были установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам на территории муниципального образования Туапсинский район: для индивидуального жилищного строительства от " ... ".; для ведения личного подсобного хозяйства от " ... ".
Для земельного участка с кадастровым номером " ... " установлен вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства". При этом, площадь земельного участка, установленная по результатам проведенных кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... ", составляла " ... "., что на 290 кв.м. больше площади этого земельного участка, сведения о которой содержались в государственном кадастре недвижимости, что не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
Как видно, площадь земельного участка с кадастровым номером " ... ", установленная по результатам проведенных кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка, не превышала площадь этого земельного участка, сведения о которой содержались в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, следовательно, при отсутствии иных оснований для приостановления (отказа) в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, органом кадастрового учета было принято решение о проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения его границ.
Судом установлено, что при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... ", кадастровый инженер руководствовался требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412, нормами Закона о кадастре, нормами Земельного кодекса РФ, нормами Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", а также нормами, установленными нормативным правовым актом органа местного самоуправления - Решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 24 июня 2008 г. N 15.
Межевой план по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... " подготовлен кадастровым инженером в полном соответствии с требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412, в соответствии с нормами Закона о кадастре, нормами Земельного кодекса Российской Федерации, нормами Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", а также в соответствии с нормами, установленными нормативным правовым актом органа местного самоуправления - Решением Совета муниципального образования Туапсинский район от 24 июня 2008 г. N 15. При рассмотрении заявления о кадастровом учете изменений объекта недвижимости " ... " от 14 октября 2010 г. и представленного с ним межевого плана от 13 октября 2010 г., подготовленного ООО ГУП "Комитет землеустройства и кадастра объектов недвижимости", у органа кадастрового учета отсутствовали основания для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета или принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Согласно заключению эксперта АНО "НЦСЭ" N 17-1/16.1 от 05 июня 2015г., фактически земельный участок с кадастровым номером " ... " по адресу: " ... ", является угловым и расположен в квартиле " ... ".
ОАО "Кубаньэнерго" утверждает, что при проведении кадастровых работ, используя свидетельство о праве на пожизненно-наследуемое владение на землю N 1746 от 02 февраля 1993 г., кадастровый инженер вместо кадастрового номера " ... " присвоил земельному участку другой кадастровый номер - " ... ", а затем перенес этот земельный участок из кадастрового квартала " ... " в кадастровый квартал " ... ", однако суд правомерно отклонил такое суждение.
В силу закона кадастровый инженер не наделен полномочиями по присвоению кадастровых номеров объектам недвижимости, следовательно, он не мог присвоить земельному участку какой-либо кадастровый номер.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 1 Положения "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости и осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно части 3 статьи 12 Закона о государственной регистрации идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Законом о кадастре.
На территории Краснодарского края действует филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому, который присваивал кадастровый номер земельному участку с кадастровым номером " ... ".
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером " ... " и земельный участок с кадастровым номером " ... " - это два самостоятельных объекта недвижимости, принадлежащие разным правообладателям на основании разных правоустанавливающих документов.
Судом также установлено, что при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... ", местоположение границы этого земельного участка было установлено в полном соответствии с требованиями закона, вследствие чего местоположение границы этого земельного участка является правомерным. Площадь земельного участка с кадастровым номером " ... ", установленная по результатам проведенных кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади этого земельного участка, также установлена в соответствии с требованиями закона, вследствие чего площадь этого земельного участка является правомерной.
Местоположение границы и площади земельного участка с кадастровым номером " ... " подтверждается градостроительным планом этого земельного участка, утвержденным постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 06 апреля 2015 г. N 1051.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований ОАО "Кубаньэнерго" и удовлетворении встречного иска Молчановой З.В. следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туапсинского районного суда от 24 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО "Кубаньэнерго" на основании доверенности Ибрагимова А.Х.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.