Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.
судей Кузьминой А.В., Борисихиной С.А.
секретарь Богосьян Ж.Р.
с участием прокурора Давыдова А.А.
по докладу судьи Казакова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Тимашевского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения (по обслуживанию Тимашевского, Приморско-Ахтарского и Калининского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю об устранении нарушений социальных прав инвалидов,
по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Соколовой В.Н. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тимашевского района Краснодарского края обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения (по обслуживанию Тимашевского, Приморско-Ахтарского и Калининского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю об устранении нарушений социальных прав инвалидов.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Тимашевского района в соответствии с заданием прокуратуры края проведена проверка соблюдения социальных и иных прав ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, инвалидов, а именно: доступности для граждан оказания услуг, оказываемых органом государственной власти, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения (по обслуживанию Тимашевского, Приморско-Ахтарского и Калининского районов) ГУ МВД. Установлено, что собственником здания, расположенного по адресу: " ... ", которое для осуществления своей деятельности использует Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения (по обслуживанию Тимашевского, Приморско-Ахтарского и Калининского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю, является Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Просил суд обязать Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю и Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения (по обслуживанию Тимашевского, Приморско-Ахтарского и Калининского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства, выразившиеся в невыполнении требований о создании беспрепятственного доступа инвалидов к зданию МРЭО ГИБДД по обслуживанию Тимашевского, Приморско-Ахтарского и Калининского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю, расположенному по адресу: " ... ", а именно:
- для инвалидов по зрению предусмотреть тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию перед открытой лестницей, не менее чем за 0,8 - 0,9 м начала опасного участка, шириной 0,3 - 0,5 м;
- установить пандус на входе в здание, доступный для МГН; -установить порог входных дверей высотой не более 0,014 м.;
- установить на прозрачных полотнах дверей яркую контрастную маркировку (высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути);
- установить на уличной лестнице поручни с обеих сторон (Поручни следует располагать на высоте 0,9 м., поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м и иметь не травмирующее завершение);
- установить в здании указатели направления движения к оборудованным частям объекта (системы средств информации и сигнализации об опасности, размещаемые в помещениях (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов и на путях их движения, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51671, ГОСТ Р 51264, а также учитывать требования СП 1.13130;
- установить информирующие обозначения помещений внутри здания.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 июня 2015 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю и Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения (по обслуживанию Тимашевского, Приморско-Ахтарского и Калининского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства, выразившиеся в невыполнении требований о создании беспрепятственного доступа инвалидов к зданию МРЭО ГИБДД по обслуживанию Тимашевского, Приморско-Ахтарского и Калининского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю, расположенному по адресу: " ... ", а именно:
- для инвалидов по зрению предусмотреть тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию перед открытой лестницей, не менее чем за 0,8 - 0,9 м начала опасного участка, шириной 0,3 - 0,5 м;
- установить пандус на входе в здание, доступный для МГН; -установить порог входных дверей высотой не более 0,014 м.; -установить на прозрачных полотнах дверей яркую контрастную маркировку (высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути);
- установить на уличной лестнице поручни с обеих сторон (Поручни следует располагать на высоте 0,9 м., поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м и иметь не травмирующее завершение);
- установить в здании указатели направления движения к оборудованным частям объекта (системы средств информации и сигнализации об опасности, размещаемые в помещениях (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов и на путях их движения, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51671, ГОСТ Р 51264, а также учитывать требования СП 1.13130;
- установить информирующие обозначения помещений внутри здания.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Соколова В.Н. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что судом первой инстанции не было учтено, что свою деятельность МРЭО ГИБДД осуществляет в двух рядом стоящих зданиях, в одном из которых выполнены все требования законодательства о доступе маломобильных граждан.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Тимашевского района Семенюта Г.В. просит жалобу оставить без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Кириллову О.С., просившую решение суда отменить, прокурора Давыдова А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Тимашевского района в соответствии с заданием прокуратуры края проведена проверка соблюдения социальных и иных прав ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, инвалидов, а именно: доступности для граждан оказания услуг, оказываемых органом государственной власти, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения (по обслуживанию Тимашевского, Приморско-Ахтарского и Калининского районов) ГУ МВД.
В ходе проверки установлено, что собственником здания, расположенного по адресу: " ... ", которое для осуществления своей деятельности использует Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения (по обслуживанию Тимашевского, Приморско-Ахтарского и Калининского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю, является Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Федеральным законом N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Закон Краснодарского края N 1229-КЗ от 27.04.2007г. "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" определяет общие требования к приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения, доступа к ним маломобильных граждан в соответствии с федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами, строительными нормами и правилами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
На основании п. 4 ст. 3 Закона Краснодарского края N 1229-КЗ от 27.04.2007 г. "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся объекты административного назначения.
Установлено, что в здании МРЭО ГИБДД (по обслуживанию Тимашевского, Приморско-Ахтарского и Калининского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю по адресу: " ... " "а" не исполнено требование к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, предусмотренные СНиП.
Как учтено судом первой инстанции, факт невозможности исполнения требований действующего законодательства в части обеспечения доступности объекта социальной инфраструктуры, используемого в целях организации оказания государственных услуг, документально не подтвержден.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о незаконности бездействия собственника здания ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, выразившееся в вышеуказанных нарушениях.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 июня 2015 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Соколовой В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.