Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего: Залесной Р.Н.
и судей: Назаренко О.Н., Новиковой Ю.В.
по докладу судьи Назаренко О.Н.
при секретаре Савченко А.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Николаева В.А. на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 2 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Назаренко О.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Николаев В.А. обратился в суд с иском к администрации МО город-курорт Геленджик, Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО город- курорт Геленджик об установлении факта владения и пользования земельным участком, о признании права собственности на земельный участок и обязания Управления архитектуры и градостроительства изготовить схему границ земельного участка.
Заявленные исковые требования мотивировал тем, что постановлением главы администрации " ... " от 05.05.1992г. " ... " ему был предоставлен земельный участок общей площадью 2700 кв.м, расположенный по адресу: " ... ", для индивидуального жилищного строительства.
По договору купли-продажи им был куплен у Гукасян A.JI. другой земельный участок, площадью 600 кв.м, расположенный по " ... " в " ... ", в связи с чем 10.12.1991г. Исполнительный комитет поселкового Совета принял решение " ... " обратиться в Геленджикский горисполком с просьбой о выделении ему этого земельного участка.
Постановлением Главы администрации г.Геленджика от 16.11.1992г. " ... " ему был передан земельный участок площадью 1400 кв.м. расположенный по адресу: " ... ". После получения второго участка, его первоначальный участок увеличился на 970 кв.м. и составил 3670 кв.м. В дальнейшем из этого земельного участка он выделил 1400 кв.м, оформил в собственность и продал.
17.02.1992г. он заключил с АП "Жилстрой" договор на строительство 2-этажного жилого дома и построил капитальный забор, огородив свой участок. Так как деньги обесценились, ему построили только фундамент с бетонным полом.
С начала 1992г. и до настоящего времени он производит благоустроительные работы земельного участка.
В 2002г. при капитальном ремонте административного здания были частично утеряны архивные документы, в том числе постановление главы
администрации пос.Архипо-Осиповка от 05.05.1992г. N67. В 2012г. он обратился в администрацию МО город-курорт Геленджик с заявлением об оформлении земельного участка в порядке бесплатной приватизации, но письмом от 13.12.2012г. ему было отказано.
При повторном обращении в администрацию в 2013г. по поводу изготовления схемы расположения земельного участка, им получен отказ от 17.10.2013г.
В связи с этим просил суд установить факт владения и пользования им земельным участком площадью 2270 кв.м, для индивидуального жилищного строительства расположенным по адресу: " ... "; признать за ним право собственности на вышеуказанный земельный участок; обязать Управление архитектуры и градостроительства изготовить схему границ второй половины земельного участка площадью 2270 кв.м, расположенного по адресу: " ... " -а.
В судебном заседании истец поддержал требования по указанным основаниям.
Представители администрации МО город-курорт Геленджик и Управления архитектуры и градостроительства с иском не согласны.
Обжалуемым решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 2 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Николаев В.А. просит решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 2 июня 2015 года отменить, считает его незаконным, противоречащим фактическим обстоятельствам дела, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и представителя ответчика по делу судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п.1). Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п.2).
Согласно п.1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право
муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по
основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности, что следует из ст. 19 ЗК РФ.
В соответствии со ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п.6 ч.2 ст.264 ГПК РФ суд может установить факт владения и пользования недвижимым имуществом.
В силу статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Исходя из смысла названных норм права, факт владения и пользования недвижимым имуществом, об установлении которого просит истец, подлежит установлению, если имелся, но был утрачен правоустанавливающий документ о принадлежности недвижимого имущества при условии, что такой документ не может быть восстановлен в ином порядке.
Следовательно, обращаясь в суд с исковыми требованиями об установлении юридического факта владения земельным участком, истец в соответствии со ст. 56 ГПК РФ должен представить доказательства, подтверждающие предоставление ему спорного земельного участка в порядке, установленном законом.
Из материалов дела усматривается, что решением Геленджикского горисполкома от 11.12.1991г. " ... " Николаеву В.А. был предоставлен земельный участок площадью 1400 кв.м, в " ... " в районе индивидуальной жилой застройки. На основании данного решения, постановлением Главы администрации г.Геленджика от 16.11.1992г. " ... " предусмотрено выдать Николаеву В.А. государственный акт на право собственности на землю - на земельный участок площадью 0,14га для индивидуального жилищного строительства в " ... " (л.д.20-23).
Согласно искового заявления, земельный участок площадью 1400 кв.м. истец оформил в собственность и продал.
Представленные истцом копия постановлением главы администрации пос.Архипо- Осиповка от 05.05.1992г. N67, копия заявления от 05.05.1992г, топографический план участка под индивидуальное строительство (л.д.25-27) обоснованно не могут быть приняты судом первой инстанции в качестве допустимых доказательств по делу, подтверждающих факт предоставления истцу в установленном законом порядке спорного земельного участка.
Глава местной администрации в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения. Акты местной администрации, принятые в пределах ее компетенции, вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено самим актом (ч.ч.1,2 ст.33).
Согласно п.1 ст.51 Закона поселковая, сельская администрация предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение поселкового, сельского Совета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие с 23 мая 1991г. устанавливал (п.1 ст.23), что сельские, поселковые Советы изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса.
Из вышеприведенных положений действовавшего законодательства следует, что земельные участки предоставлялись постановлениями поселковой, сельской администрации, а не "визами" глав администраций на заявлениях граждан.
Кроме того из архивной справки Архивного отдела Исполнительного комитета города-курорта Геленджик от 22.04.2002г, в постановлениях главы администрации " ... " за 1992 год отсутствует постановление " ... " от 5.05.92г. (л.д.30)
В силу закона, топографический план участка не является правоустанавливающим документом на земельный участок.
Доказательств предоставления Николаеву В.А. земельного участка площадью 2270 кв.м. по адресу: " ... ", под индивидуальное жилищное строительство суду первой инстанции не представлено.
Принимая во внимание добытые по делу доказательства суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований об установлении юридического факта владения и пользования спорным земельным участком Николаевым В.А, поскольку доказательств выделения ему земельного участка указанной площади в установленном законом порядке нет.
Кроме того, согласно ст.6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Статья 11.1 ЗК РФ дает понятие земельного участка, как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001г. N78-ФЗ "О землеустройстве".
Согласно ст.1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся, в частности, сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание и т.д.); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение (ч.1 ст.7 Федерального закона).
Положением ст. 16 Федерального закона установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием объекта недвижимости. Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и документов, перечисленных в ст.22 Федерального закона.
Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета и заявителю в этом случае выдается кадастровый паспорт объекта недвижимости.
Согласно ст.131 ГК РФ, ст.11.1 ЗК РФ и ст.ст.7, 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", объектом права собственности может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет.
Также из материалов дела следует, что спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, его местоположение (адрес), площадь и границы в установленном порядке не определены.
Поэтому отсутствуют основания, установленные гражданским законодательством, федеральными законами для признания за истцом права собственности на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания и для возложения на Управление архитектуры и градостроительства администрации МО город-курорт Геленджик обязанности изготовления схемы границ вышеуказанного земельного участка.
Учитывая добытые по делу доказательства суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отказе Николаеву В.А. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности постановленного по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 2 июня 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.