Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Леганова А.В.,
судей Шелудько В.В., Рыбиной А.В.,
по докладу судьи Леганова А.В.,
при секретаре Погорелове В.В.,
с участием прокурора Давыдова А.А.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя " Ф.И.О. "3 О.В. по доверенности " Ф.И.О. "9 на решение Ленинского районного суда г. " Ф.И.О. "3 от " ... ".
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" Ф.И.О. "2 обратился в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии, указывая, что согласно выписки из протокола заседания ИКМО г. " Ф.И.О. "3 " ... " избирательная комиссия признала действительными 6 подписей избирателей (подписные листы NN " ... "), содержащихся в подписных листах кандидата в депутаты городской " Ф.И.О. "3 шестого созыва по одномандатному избирательному округу " ... " - О.В. " Ф.И.О. "3. После признания вышеуказанных подписей действительными ИКМО г. " Ф.И.О. "3 приняла решение от " ... " " ... " "О регистрации кандидата в депутаты городской " Ф.И.О. "3 шестого созыва по одномандатному избирательному округу " ... " " Ф.И.О. "1".
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. " Ф.И.О. "3 от " ... " заявление " Ф.И.О. "2 об отмене решения избирательной комиссии удовлетворено. Суд признал незаконным и отменил решение избирательной комиссии МО г. " Ф.И.О. "3 от " ... "г. " ... " "О регистрации кандидата в депутаты городской " Ф.И.О. "3 шестого созыва по одномандатному избирательному округу " ... " " Ф.И.О. "1".
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель " Ф.И.О. "3 О.В. по доверенности " Ф.И.О. "9 просит решение районного суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения " Ф.И.О. "3 О.В. и его представителя по доверенности " Ф.И.О. "9, представителя " Ф.И.О. "2 по доверенности " Ф.И.О. "10, председателя избирательной комиссии МО г. " Ф.И.О. "3 " Ф.И.О. "11, прокурора " Ф.И.О. "8, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, решением городской " Ф.И.О. "3 от " ... " назначены выборы депутатов городской " Ф.И.О. "3 шестого созыва с датой голосования " ... ".
Решением избирательной комиссии муниципального образования город " Ф.И.О. "3 (далее - ИКМО г. " Ф.И.О. "3) от " ... " " ... " " Ф.И.О. "2 зарегистрирован кандидатом в депутаты городской " Ф.И.О. "3 по одномандатному избирательному округу N 26.
Решением ИКМО г. " Ф.И.О. "3 от " ... " " ... " " Ф.И.О. "3 О. В. зарегистрирован кандидатом в депутаты городской " Ф.И.О. "3 по одномандатному избирательному округу N 26.
Согласно выписки из протокола заседания ИКМО г. " Ф.И.О. "3 " ... " избирательной комиссией было принято решение о признании действительными 6 подписей избирателей (подписные листы NN " ... "), содержащихся в подписных листах кандидата в депутаты городской " Ф.И.О. "3 шестого созыва по одномандатному избирательному округу " ... " О.В. " Ф.И.О. "3.
" ... " ИКМО г. " Ф.И.О. "3 после признания вышеуказанных подписей избирателей действительными приняла решение от " ... " "О регистрации кандидата в депутаты городской " Ф.И.О. "3 шестого созыва по одномандатному избирательному округу " ... " " Ф.И.О. "1".
" ... " " Ф.И.О. "3 О.В. уведомил ИКМО г. " Ф.И.О. "3 о своем выдвижении кандидатом в депутаты городской " Ф.И.О. "3 шестого созыва по одномандатному избирательному округу " ... " в порядке самовыдвижения.
Решением ИКМО г. " Ф.И.О. "3 от " ... " " ... " было установлено, что для регистрации кандидатом в депутаты городской " Ф.И.О. "3 шестого созыва по одномандатному избирательному округу " ... " необходимо предоставить не менее 93 и не более 102 достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
" ... " " Ф.И.О. "3 О.В. представил в ИКМО г. " Ф.И.О. "3 подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 102 листов, содержащих 102 подписи избирателей.
Согласно решению ИКМО г. " Ф.И.О. "3 от " ... " " ... " проверке подлежали все подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата и представленные для регистрации.
Из выбраковочной ведомости " ... " от " ... " и итогового протокола проверки подписных листов О.В. " Ф.И.О. "3 от " ... " следует, что 15 из представленных подписей избирателей были признаны недействительными в соответствии с подпунктами "б", "в", "г" и "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпунктами 2, 3,4 и 6 пункта 11 статьи 22 Закона Краснодарского края "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" N 966-КЗ.
Согласно ч. 8 ст. 20 Закона Краснодарского края от " ... " N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования ? дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата и дату её внесения избиратель ставит собственноручно. Данные об избирателе могут вноситься в подписной лист лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата. Указанные данные вносятся рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Аналогичные положения содержатся в пункте 11 ст. 37 Федерального закона от " ... " N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". В подписном листе " ... " указаны неверные паспортные данные избирателя.
В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона Краснодарского края "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" N 966-КЗ, для первоначальной проверки достоверности сведений об избирателях, о лицах, осуществлявших сбор подписей, используется регистр избирателей, участников референдума ГАС "Выборы". В случае выявления сведений, не соответствующих действительности, а также при отсутствии в ГАС "Выборы" сведений об избирателях или лицах, осуществлявших сбор подписей, по ним проводится дополнительная проверка в органах, осуществляющих регистрацию граждан Российской Федерации по месту жительства и пребывания в пределах Российской Федерации.
Также в соответствии с данным пунктом, для установления достоверности подписей избирателей и проверки соблюдения порядка проставления лично самим избирателем в подписном листе даты внесения его подписи подписные листы могут направляться избирательной комиссией в специализированные учреждения органов внутренних дел Российской Федерации для проведения соответствующей проверки или к ее проведению привлекаться соответствующие специалисты (эксперты), указанные в части 2 настоящей статьи.
Как предусмотрено п. 2 ст. 22 настоящего закона, письменные заключения (справки) экспертов могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях (недействительные подписи) и их подписей. Заключение эксперта может быть изложено в отдельном документе (заключении или справке) либо эксперт может подписать ведомость проверки подписных листов, указанную в части 16 настоящей статьи, что будет являться таким заключением.
По заключению привлеченного в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона Краснодарского края к проверке подписных листов эксперта-почерковеда в отношении 5 подписей избирателей было установлено, что рукописные записи, расположенные в графе "Дата внесения подписи" подписных листов О.В. " Ф.И.О. "3, проставлены избирателями не собственноручно (подписные листы NN " ... "). Согласно подпункту 6 пункта 11 статьи 22 Закона Краснодарского края подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, являются недействительными.
Из материалов дела следует, что на основании результатов проверки УФМС России по Краснодарскому краю в " ... " г. " Ф.И.О. "3 (письмо от " ... " исх. N " ... ") в подписных листах О.В. " Ф.И.О. "3 были выявлены неполные и неверные данные в отношении 10 избирателей (подписные листы NN " ... "). Указанные подписи избирателей в соответствии с подпунктами "б", "в", "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона и пунктами 2, 3,4 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края были признаны в ходе проверки подписных листов недействительными по причине недостоверности и неполноты сведений, указанных в них.
Согласно выбраковочной ведомости " ... " от " ... " подпись в подписном листе " ... " ( " Ф.И.О. "12) была признана недействительной по причине неверных данных о номере паспорта избирателя; подписи, содержащиеся в подписных листах NN " ... " были выбракованы по причине того, что указанные в них лица не обладают активным избирательным правом, так как не состоят на регистрационном учёте в соответствующем округе.
Как следует из материалов дела, в ходе судебного разбирательства был опрошен свидетель " Ф.И.О. "13, который пояснил, что зарегистрирован и проживает в " ... " в г. " Ф.И.О. "3 с 1985 года, и сам лично ставил подпись в поддержку " Ф.И.О. "3 О.В., предъявив паспорт, в котором имеется штамп о регистрации " Ф.И.О. "13 по указанному адресу.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона и пунктом 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Судом установлено, что подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах NN " ... " кандидата в депутаты городской " Ф.И.О. "3 О.В., были признаны избирательной комиссией муниципального образования г. " Ф.И.О. "3 действительными и положены в основу оспариваемого решения избирательной комиссии муниципального образования город " Ф.И.О. "3 от " ... " " ... " "О регистрации кандидата в депутаты городской " Ф.И.О. "3 шестого созыва по одномандатному избирательному округу " ... " " Ф.И.О. "1" вопреки данным выбраковочной ведомости " ... " от " ... " и итогового протокола проверки подписных листов О.В. " Ф.И.О. "3 от " ... ", а также результатам проверки УФМС России по Краснодарскому краю в " ... " г. " Ф.И.О. "3 (письмо от " ... " исх. N " ... "),
Данный факт является нарушением требований п. 11 ст. 37 Федерального закона от " ... " N 67- ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", о необходимости отображать адрес места жительства в том виде, в котором он указан на соответствующей странице паспорта гражданина Российской Федерации или документе, заменяющем паспорт гражданина.
В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от " ... " " ... " "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации", под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом необходимо иметь в виду, что в паспорте гражданина Российской Федерации может быть указан адрес места жительства без некоторых сведений, например, наименования субъекта Российской Федерации, района, однако указанный в подписном листе адрес должен содержать полный набор сведений. Вместе с тем при фактическом отсутствии в адресе места жительства гражданина наименования улицы, номера дома, квартиры, и т.д. данные сведения в подписном листе не указываются.
Согласно п. 7 ст. 38 указанного выше Федерального закона проверка подписных листов должна быть завершена не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, так как именно в этот срок должен быть составлен итоговый протокол проверки подписных листов, копия которого передается кандидату (доверенному лицу).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявления, поскольку доказательств, подтверждающих ошибочность сведений об отсутствии регистрации по указанным адресам иных избирателей, поставивших свои подписи в подписных листах NN " ... ", не представлено, а также " Ф.И.О. "3 О. В. не был лишён возможности представлять доводы о подлинности регистрации тех или иных избирателей в ходе проверки подписей в соответствии с регламентом избирательной комиссии, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции.
Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение Новопокровского районного суда Краснодарского края от " ... " законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. " Ф.И.О. "3 от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.