Судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Ечина А.А.,
судей Баюры Л.Н., Кречетова А.А.,
при секретаре Баль Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению мэра города Магадана Абрамова С.В. о признании незаконным и подлежащим отмене представления прокурора города Магадана от 11 июня 2015 года N 1360ж-15 об устранении нарушений жилищного законодательства и законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
по апелляционным жалобам прокурора города Магадана и мэра города Магадана Абрамова С.В. на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 15 июля 2015 года, которым административный иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кречетова А.А., объяснения представителя мэра города Магадана и мэрии города Магадана Горбатюк О.Е., поддержавшей доводы поданной мэром города Магадана апелляционной жалобы, объяснения прокурора Стародумовой О.В., поддержавшей жалобу прокурора города Магадана, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Мэр города Магадана Абрамов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене представления прокурора города Магадана от 11 июня 2015 года N 1360ж-15 об устранении нарушений жилищного законодательства и законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В обоснование иска указал, что 11 июня 2015 года прокурором города Магадана в мэрию города Магадана внесено представление, которым на мэрию возложена обязанность произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N ... по "адрес".
Со ссылками на положения части 1 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункты "а" и "б" пункта 10, пункты 11, 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме " ... ", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, пункты 1.8, 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, полагал, что поскольку обязанность произвести капитальный ремонт козырька входа в первый подъезд дома N ... по "адрес" лежит на управляющей компании данного дома, возложение такой обязанности на орган местного самоуправления незаконно.
Определением Магаданского городского суда от 07 июля 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены мэрия города Магадана, общество с ограниченной ответственностью " Р.".
Решением Магаданского городского суда от 15 июля 2015 года представление прокурора города Магадана от 11 июня 2015 года N 1360ж-15 признано незаконным в части возложения на орган местного самоуправления города Магадана обязанности по возведению козырька первого подъезда дома N ... по "адрес".
В удовлетворении остальной части требований мэра города Магадана отказано.
В апелляционной жалобе прокуроргородаМагадана ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требований заявления и принятии в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных мэром города Магадана требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с частью 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по проведению капитального ремонта возлагается на наймодателя за счёт его собственных средств.
Квартира N ... дома N ... по "адрес" находится в муниципальной собственности и департамент ЖКХ и КИ мэрии города Магадана должен представлять интересы муниципального образования "Город Магадан" при осуществлении прав собственников в отношении муниципальных жилых помещений.
Поскольку указанные в оспариваемом представлении прокурора города Магадана мероприятия направлены на устранение угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, решение Магаданского городского суда в части удовлетворения требований мэра города Магадана незаконно.
Мэр города Магадана в апелляционной жалобе ставит вопрос оботмене решения в части отказа в удовлетворении требований заявления и удовлетворении требований его заявления в полном объёме.
В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные основаниям поданного им заявления.
Со ссылкой на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 указывает, что требования представления фактически направлены на обязание органа местного самоуправления произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, тогда как действующим законодательством обязанность выполнить такой ремонт возложена на всех собственников помещений дома, либо на организацию, осуществляющую управление домом.
Полагает, что территория, на которой расположен многоквартирный дом N ... по "адрес", не относится к территории, подверженной риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов.
Обращает внимание, что исполнение представления повлечет нарушение мэрией города Магадана бюджетного законодательства Российской Федерации путем нецелевого использования бюджетных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца и заинтересованного лица, представителя административного ответчика, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент возникновения спорных отношений и подлежащего применению при разрешении настоящего дела, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (часть 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных органов" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу пункта 3 части 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о прокуратуре РФ) прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.
Статьей 24 Закона о прокуратуре РФ предусмотрено, что представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведенного 03 июня 2015 года обследования строительных конструкций козырька первого подъезда дома N ... по "адрес" установлено, что между наружной стеной дома и поверхностью несущих конструкций козырька имеются значительные зазоры, явившиеся причиной сдвига плиты по горизонтали, создающего угрозу обрушения несущих конструкций. Имеются оголенные закладные детали и трещины, поверхностный слой плиты покрытия неоднородный, отмечается структурное разрушение бетона с образованием крупных пор и деформаций, по краям плиты отмечается обрушение и расслоение бетона с обнажением стержней арматуры. Защитный слой бетонной конструкции разрушен на значительной площади, на оголенных участках рабочая и монтажная арматура по всей поверхности поражена коррозией. Рулонный ковер разрушен, сливы имеют механические повреждения, местами отсутствуют.
Комиссия, проводившая обследование, пришла к выводу о достижении конструкциями козырька уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, не обеспечении безопасности жизни и здоровью граждан.
11 июня 2015 года прокурором города Магадана в адрес мэра города Магадана вынесено представление, в котором прокурор указал на выявленные нарушения в содержании крыльца подъезда дома N ... по "адрес" и потребовал: 1) безотлагательно рассмотреть данное представление; 2) в течение месяца со дня вынесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; 3) рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших вышеуказанные нарушения закона; 4) о результатах принятых мер сообщить прокурору города Магадана в письменной форме; 5) о времени и месте рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокурора города.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Отношения, возникающие в процессе деятельности органов местного самоуправленияи населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту - Закон N 68-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 68-ФЗ к чрезвычайным ситуациям, кроме прочего, отнесена сложившаяся в результате аварии обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
К предупреждению чрезвычайных ситуаций положения указанной статьи относят комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с подпунктами "в", "г" пункта 2 статьи 11 Закона N 68-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность по информированию населения о чрезвычайных ситуациях, финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, согласно пункту 2 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170) ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий относятся к капитальному ремонту.
Пунктами 6 и 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления в пределах их полномочий возложена обязанность обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечение контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда; организация обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Таким образом, мэрия города Магадана в соответствии с приведенными выше нормами права как орган местного самоуправления обязана участвовать в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах города Магадана в том числе путем информирования населения о чрезвычайных ситуациях, финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также организовывать обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в том числе путем реализации права собственника помещения многоквартирного дома на инициацию проведения общего собрания собственников дома для решения вопроса о проведении капитального ремонта дома.
Как следует из материалов дела, квартира N ... и нежилые помещения цокольного этажа дома N ... по "адрес" находятся в муниципальной собственности.
Поскольку ненадлежащее содержание, а также не проведение своевременного капитального ремонта крыльца первого подъезда дома N ... по "адрес" привели к достижению его конструкцией предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, что может повлечь его обрушение с причинением ущерба здоровью людей, значительных материальных потерь и нарушением условий жизнедеятельности людей, суд пришел к правильному выводу об обоснованности и, соответственно, законности обжалуемого представления прокурора, возлагающего на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенные при содержании указанного выше крыльца нарушения.
Так как необходимость безотлагательного рассмотрения представления прокурора, сообщения прокурору в письменной форме о результатах принятых по представлению мер, сообщения о дне заседания при рассмотрении протеста коллегиальным органом, а так же право прокурора требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности (в том числе дисциплинарной), прямо предусмотрены пунктом 2 статьи 22, статьёй 24 Закона о прокуратуре РФ, пункты 1, 3-5 оспариваемого представления прокурора не противоречат нормам действующего законодательства, не являются вмешательством в административно-хозяйственную деятельность юридического лица, не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности представления прокурора в указанной части.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда о незаконности оспариваемого представления в части возложения на орган местного самоуправления города Магадана обязанности по возведению козырька первого подъезда дома N ... по ул. Гагарина в г. Магадане.
Как следует из буквального содержания представления прокурора города Магадана от 11 июня 2015 года N 1360ж-15, просительная часть данного представления не содержит требования возвести козырёк первого подъезда дома N ... по "адрес".
Пункт 2 просительной части представления возлагает на орган местного самоуправления обязанность принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, таким образом дословно цитируя обязанности, возложенные на лицо, которому внесено представление, предусмотренные пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре РФ. При этом вопрос о том, какие конкретно меры будут приняты органом местного самоуправления в просительной части представления своего разрешения не нашел, в связи с чем способ устранения выявленных прокурором нарушений оставлен на усмотрение руководителя органа местного самоуправления.
Указание в мотивировочной части представления на то, что выявленное нарушение подлежит устранению путем информирования населения об опасности, демонтажа железобетонных конструкций крыльца первого подъезда и возведения козырька первого подъезда дома N ... по "адрес" своего отражения в просительной части представления не нашло, в связи с чем к подлежащим обязательному исполнению требованиям представления не относится.
При таких обстоятельствах, вывод суда о незаконности представления прокурора города Магадана от 11 июня 2015 года N 1360ж-15 в части возложения на орган местного самоуправления города Магадана обязанности по возведению козырька первого подъезда дома N ... по "адрес" не соответствует фактическим обстоятельствам дела, что в силу пункта 2 статьи 309 и пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в указанной части и принятия нового об отказе в удовлетворении данных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу прокурора города Магадана удовлетворить.
Решение Магаданского городского суда Магаданской области от 15 июля 2015 года в части признания незаконным представления прокурора города Магадана от 11 июня 2015 года N 1360ж-15 в части возложения на орган местного самоуправления города Магадана обязанности по возведению козырька первого подъезда дома N ... по "адрес" отменить, приняв в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
В остальной части решение Магаданского городского суда Магаданской области от 15 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэра города Магадана Абрамова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Ечин
Судьи Л.Н. Баюра
А.А. Кречетов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.