И.о. председателя Магаданского областного суда Мирошникова С.В., рассмотрев протест прокурора Магаданской области на решение судьи Магаданского областного суда от 21 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении " ... " Ш.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 24 июня 2015 года должностное лицо Ш., являющаяся " ... " главным распорядителем бюджетных средств, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере " ... " руб.
Решением судьи Магаданского областного суда от 21 августа 2015 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения Ш. к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения.
В поступившем в Магаданский областной суд 3 сентября 2015 года протесте прокурора Магаданской области поставлен вопрос об отмене решения судьи Магаданского областного суда от 21 августа 2015 года и возвращении дела на новое рассмотрение.
В обоснование протеста приведены следующие доводы.
При рассмотрении жалобы по делу судьей Магаданского областного суда необоснованно применен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусматривающие применение административного наказания в виде дисквалификации, установленный частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
Поскольку в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, то срок давности привлечения к административной ответственности по статье 15.15.3. КоАП РФ составляет два года.
Санкция статьи 15.15.3. КоАП РФ предусматривает возможность назначения должностным лицам административного наказания в виде дисквалификации, однако указанное правонарушение относится к нарушениям бюджетного законодательства, для которых установлен специальный двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности.
В случае наличия в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ, суд разрешает вопрос о применении той или иной меры ответственности в пределах санкции статьи и, соответственно, разрешает вопрос о применении части 3 статьи 4.5. КоАП РФ, поскольку годичный срок давности, предусмотренный названной нормой, установлен лишь в отношении санкции в виде дисквалификации, а не применительно к правонарушению, за которое может быть назначен иной вид наказания.
Правонарушение совершено 20 ноября 2013 года, постановлением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 24 июня 2015 года Ш. подвергнута административному наказанию в виде штрафа, следовательно, двухгодичный срок давности привлечения Ш. к административной ответственности по настоящему делу к моменту вынесения постановления и решения не истек.
Прокурор полагает вывод, изложенный в решении судьи Магаданского областного суда от 21 августа 2015 года об истечении срока давности привлечения Ш. к административной ответственности, не соответствующим требованиям закона.
Определением заместителя председателя Магаданского областного суда от 7 сентября 2015 года материалы по делу об административном правонарушении в отношении Ш. истребованы из Магаданского городского суда Магаданской области, поступили в Магаданский областной суд 9 сентября 2015 года.
В возражениях на протест защитник лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, полагает протест не подлежащим удовлетворению, решение судьи Магаданского областного суда законным и обоснованным.
По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест (часть 1 статьи 30.16 КоАП РФ).
Проверкой материалов дела, изучением доводов, изложенных в протесте и возражениях, не установлены основания для удовлетворения протеста и отмены решения судьи областного суда.
В соответствии со статьей 15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 указанного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ, являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.
Согласно части 1 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.
Вместе с тем, в силу положений части 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Как указано выше, санкция статьи 15.15.3 КоАП РФ предусматривает, кроме наложения штрафа в отношении должностных лиц, также дисквалификацию.
На момент совершения вменяемого правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ, Ш. замещала должность государственной гражданской службы Магаданской области и, в соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ, подлежала ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Поскольку санкция в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ, может быть применена к должностному лицу, то срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности по указанной статье составляет один год со дня совершения правонарушения.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Ш. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ, имели место 20 ноября 2013 года.
Следовательно, на момент вынесения судьей областного суда решения от 21 августа 2015 года срок привлечения Ш. к административной ответственности истек.
Доводы протеста о том, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ, установлен лишь в отношении санкции по статье 15.15.3 КоАП РФ в виде дисквалификации и не может быть применен к правонарушению, за которое может быть назначен иной вид наказания, основан на неверном толковании действующего законодательства.
Положения части 3 статьи 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению к правонарушениям, за совершение которых предусмотрено назначение административного наказания в виде дисквалификации, а годичный срок давности установлен не в отношении санкции в виде дисквалификации, а применительно к правонарушению, за которое могла быть назначена дисквалификация.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ решение может быть отменено лишь в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, нарушений норм процессуального права судьей Магаданского областного суда не допущено, дело об административном правонарушении рассмотрено в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, оснований для отмены указанного решения не имеется.
Кроме того, КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке статьи 30.13 КоАП РФ вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Данная норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
При таком положении решение судьи Магаданского областного суда от 21 августа 2015 года, вынесенное в отношении Ш. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.3 КоАП РФ, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
решение судьи Магаданского областного суда от 21 августа 2015 года, вынесенное в отношении Ш. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.3 КоАП РФ, оставить без изменения, протест прокурора - без удовлетворения.
И.о. председателя
Магаданского областного суда С.В. Мирошникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.