Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Сиюхова А.Р.
судей - Козырь Е.Н., Мамий М.Р.
при секретаре - Хаджемуковой М.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 07.07.2015 года, которым постановлено:
иск Коблева ФИО13 к Министерству внутренних дел по Республике Адыгея о признании решения незаконным и о возложении обязанности, удовлетворить.
Признать решение Комиссии по предоставлению единовременной выплаты Министерства внутренних дел по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения Коблеву ФИО14 с семьей в составе "данные изъяты" человека незаконным.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Адыгея поставить Коблева ФИО15 с семьей в составе "данные изъяты" человека на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Мамий М.Р., объяснения представителя административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Адыгея по доверенности - Ардановой С.Г., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя административного истца Коблева Р.П. по доверенности - Булжатовой М.Х., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коблев Р.П. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Адыгея (далее МВД по РА) о признании решения об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты незаконным и возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что он проходит службу в ОВД в должности дежурного дежурной части ОБ ДПС ГИБДД МВД по РА с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более "данные изъяты" лет. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к административному ответчику для рассмотрения вопроса о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставив в соответствии с действующим законодательством все необходимые документы. Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по РА от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты на основании пп. "д" п.9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011г. N (совершения сотрудником действий, повлекшее ухудшение жилищных условий, далее Правила). Данное решение считает незаконным, поскольку исходя из Правил, действиями по ухудшению жилищных условий признаются действия, совершенные непосредственно сотрудником по отчуждению имущества и совместно с ним проживающих членов его семьи, которые им не совершены. Кроме того, норма обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека как до, так и после продажи спорной квартиры, составляет менее установленной нормы - "данные изъяты" кв.м., что не повлекло возникновение нуждаемости и возникновения права претендовать на принятие на учет.
С учетом уточненных требований административный истец просил суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по РА от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и обязать МВД по РА поставить его составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2011г. N1223 с момента обращения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Адыгея исковые требования не признал.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 07.07.2015 года и принять новое судебное постановление. Указывает, что решение жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Адыгея об отказе административному истцу в постановке его на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения соответствует действующему законодательству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно положениям части 1 статьи 4 указанного закона, сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно положениям части 2 статьи 4 того же Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров, сотрудник проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
В соответствии с положениями части 7 статьи 4 указанного выше Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пунктам 5, 8, 15, 16 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению должны быть приложены, в том числе копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.
Согласно положениям пункта 9 Правил сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся: а) обмен жилыми помещениями; б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке; в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов); г) выделение доли собственниками жилых помещений; д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Коблев Р.П. проходит службу в МВД России по Республике Адыгея в должности дежурного дежурной части ОБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Адыгея с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более "данные изъяты" лет.
Коблев Р.П. с семьей в составе "данные изъяты" человека проживает по договору найма служебного помещения в двухкомнатной квартире, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенной по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Коблев Р.П. обратился к административному ответчику с заявлением о принятии его на учет и членов его семьи для получения единовременной социальной выплаты.
Судом также установлено, что Коблев Р.П. и ФИО16. являлись собственниками домовладения общей площадью "данные изъяты" кв.м, находящееся по адресу: "адрес", ул. "адрес" 1, который в результате пожара получил повреждения и распоряжением и.о. главы администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 22.10.2014г. признан непригодным для проживания.
Кроме того, за ФИО17 было зарегистрировано право собственности на "данные изъяты" долю жилого дома, общей площадью "данные изъяты" "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", которая отчуждена ДД.ММ.ГГГГ года
Согласно решению комиссии по предоставлению единовременной выплаты МВД по РА N2 от ДД.ММ.ГГГГ. Коблеву Р.П. составом семьи из четырех человек отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п.п. "д" п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011г. N1223.
Разрешая заявленные Коблевым Р.П. требования, суд первой инстанции исходил из того, что намеренные действия по ухудшению жилищных условий совершены не административным истцом Коблевым Р.П., а его женой - ФИО18
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку исходя из буквального толкования положений пункта 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации действиями по ухудшению жилищных условий признаются действия, совершенные сотрудником, а в подпункте "д" пункта 9 Правил указано на отчуждение имущества, имеющегося в собственности сотрудника и (а не или) совместно с ним проживающих членов его семьи.
Действиями по ухудшению жилищных условий признаются действия, совершенные непосредственно самим сотрудником по отчуждению имущества, имеющегося в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному и обоснованному выводу о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной выплаты Министерства внутренних дел по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ об отказе административному истцу Коблеву Р.П. в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования предоставленных доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ безусловную отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.
На основании изложено, руководствуясь п.1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 07.07.2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Адыгея - без удовлетворения.
Председательствующий А.Р. Сиюхов
Судьи Е.Н. Козырь
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.