Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Лядовой Т.Р.
судей Артамоновой Т.А.
Дудкиной Т.Н.
при секретаре судебного заседания Нудьга Р.Д.
при участии:
ФИО1,
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное): Трифонова надежда Григорьевна, ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 02 июня 2015 года по делу N33-1989/15 (N2-330/2015)
по иску ФИО1
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации Гагаринского района города Севастополя, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное)
об обязании осуществить перерасчет пенсии на льготных условиях,
УСТАНОВИЛА:
В сентябре 2014 года ФИО1 обратилась в Гагаринский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации Гагаринского района города Севастополя, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) в котором, с учетом заявления об уточнении исковых требований, просила обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Гагаринского района города Севастополя произвести перерасчет льготной пенсии по Списку N2 в льготных размерах с учетом заработной платы за периоды работы с 1991 года по 2007 год в Республике Беларусь по законодательству Российской Федерации с 18 марта 2014 года.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 02 июня 2015 года исковые требования удовлетворены частично: обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) произвести перерасчет пенсии ФИО1 с учетом заработной платы, полученной за период работы ФИО1 с 1991 года по 2007 год в Открытом акционерном обществе "Гродно Азот" (Республика Беларусь), судом разрешен вопрос о распределении судебных расходов.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) подало апелляционную жалобу, в которой просит оспариваемое решение отменить и принять по делу новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Представители ответчика настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, просили оспариваемое решение отменить по доводам, изложенным в ней, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению нормативно-правовые акты государства Украина, в редакции по состоянию на 21 февраля 2014 года, регулирующие порядок назначения, перерасчета пенсии.
Необходимо отметить, что функции пенсионного обеспечения населения на территории города федерального значения Севастополь, до прекращения деятельности в декабре 2014 года, осуществляли соответствующие районные управления Пенсионные фонда города Севастополя.
Разделом ?? Положения о Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное), утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N69п, определены полномочия указанных юридических лиц в сфере пенсионного обеспечения, деятельность которых на территории города Севастополя осуществляется с 01 января 2015 года.
Из материалов дела усматривается, что 04 июня 2013 года ФИО1 подано заявление о назначении пенсии по возрасту на льготных условиях (л.д.60).
Протокольным решением Управления Пенсионного фонда Украины в Гагаринском районе города Севастополя N2334 от 18 июня 2013 года ФИО1 назначена пенсия по возрасту на льготных условиях в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении". Учтенный стаж при назначении пенсии оставляет 24 года 1 месяц 23 дня, из которых льготный стаж по Списку N2 - 10 лет 5 месяцев 23 дня (л.д.56).
Распоряжением 172420 от 03 июля 2013 года Управлением Пенсионного фонда Украины в Гагаринском районе города Севастополя произведен перерасчет размера пенсии истца, в том числе, с учетом трудового стажа, приобретенного ФИО1 в периоды работы на территории Республики Беларусь с 01 января 1992 года по 10 октября 2007 года (л.д.93). Трудовой стаж ФИО1 составил 30 лет 1 месяц 12 дней (л.д.87).
Как указано в статье 5 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 19 декабря 1995 года, пенсионное обеспечение граждан Договаривающихся Сторон и членов их семей осуществляется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они постоянно проживают, если настоящим Соглашением не установлено иное.
Согласно статьям 6, 7 данного Соглашения гражданам, проживавшим на территории одной Договаривающейся Стороны и работавшим после переселения на территории другой Договаривающейся Стороны, пенсия исчисляется из заработка (дохода), который они получали на территории Договаривающейся Стороны переселения, если ими приобретен минимально требуемый трудовой (страховой) стаж для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны переселения.
При назначении пенсий учитывается трудовой (страховой) стаж, в том числе дающий право для назначения пенсий на льготных условиях и за выслугу лет, приобретенный по законодательству любой из Договаривающихся Сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории СССР до 1 января 1992 года. При этом исчисление трудового (страхового) стажа производится по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.
Гражданам, у которых отсутствует минимально требуемый трудовой (страховой) стаж для исчисления заработной платы при назначении пенсии, размер пенсии определяется из среднего заработка работника соответствующей профессии и квалификации в Договаривающейся Стороне переселения, аналогичной его последней профессии и квалификации на территории Договаривающейся Стороны прежнего постоянного проживания ко времени назначения пенсии.
В соответствии со статьей 40 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" для исчисления пенсии учитывается заработная плата (доход) за весь период страхового стажа начиная с 01 июля 2000 года. При желании пенсионера и при условии подтверждения справки о заработной плате первичными документами в период до 01 января 2016 года или в случае если страховой стаж начиная с 01 июля 2000 года составляет менее 60 месяцев, для исчисления пенсии также учитывается заработная плата (доход) за любые 60 календарных месяцев подряд до 01 июля 2000 года независимо от перерывов.
Материалами пенсионного дела истца подтверждается, что при расчете размера пенсии ФИО1 территориальным органом Управления Пенсионного фонда Украины были соблюдены требования приведенных выше нормативно-правовых актов.
Так, учитывая, что истец приобрела на территории государства постоянного проживания минимально требуемый трудовой (страховой) стаж для исчисления заработной платы при назначении пенсии, пенсия исчислена из заработка (дохода), который ФИО1 получала на территории Украины, основания для применения абзаца 2 статьи 7 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 19 декабря 1995 года отсутствуют.
Страховой стаж ФИО1 после 01 июля 2000 года составляет менее 60 месяцев, а именно: с 01 марта 2008 года по 31 июля 2010 года, в связи с чем органом Пенсионного фонда правильно применены положения статьи 40 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", поскольку предписание, содержащиеся в данной статье касательно учета при исчислении пенсии заработной платы (дохода) за любые 60 календарных месяцев подряд до 01 июля 2000 года независимо от перерывов в случае недостаточности стажа после 01 июля 2000 года, является императивной нормой.
Также, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований ФИО1 в части возложения на ответчика обязанности исполнить постановление Гагаринского районного суда города Севастополя от 13 сентября 2013 года, оставленное без изменения апелляционным определением Севастопольского апелляционного административного суда от 02 июля 2014 года по делу N763/5372/13-а, согласно которому обязано засчитать в трудовой стаж периоды работы ФИО1 с 21 июля 1986 года по 29 апреля 1991 года, с 30 апреля 1991 года по 10 октября 2007 года, назначить истцу пенсию по возрасту на льготных условиях по Списку N2 с 06 марта 2013 года, так как в соответствии с расчетом стажа, распоряжением Управления Пенсионного фонда Украины в Гагаринском районе города Севастополя 172420 от 03 июля 2013 года, периоды трудового стажа, указанные в постановлении суда от 13 сентября 2013 года зачтены (л.д.86 оборот, 87), пенсия ФИО1 назначена по возрасту на льготных условиях по Списку N2.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) обязанности произвести перерасчет размера пенсии ФИО1, с учетом заработной платы, полученной за период работы с 1991 года по 2007 год в Открытом акционерном обществе "Гродно Азот" (Республика Беларусь).
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции, при принятии решения о частичном удовлетворении заявленных требований, не в полной мере выяснены обстоятельства, имеющие существенное значения для правильного разрешения дела, неправильно применены нормы материального права, доводы апелляционной жалобы являются существенными, подлежат удовлетворению, в связи с чем решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 02 июня 2015 года подлежит отмене с принятием нового решения по делу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 02 июня 2015 года по делу N33-1989/15 (N2-330/2015) отменить, принять новое решение:
"В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать".
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Определение в полном объеме изготовлено 22 сентября 2015 года.
Председательствующий подпись Т.Р. Лядова
Судьи подпись Т.А. Артамонова
подпись Т.Н. Дудкина
Копия верна
Судья Т.Р. Лядова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.