Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Дука Е.А.
судей Данилова А.В., Гавриленко Е.В.
при секретаре Чайка Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда"
по апелляционной жалобе Департамента социального развития ХМАО-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 16 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в присвоении звания "Ветеран труда" (ФИО)1; обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить (ФИО)1 звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу (ФИО)1 судебные расходы в размере 200 рублей".
Заслушав доклад судьи Гавриленко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец (ФИО)1 обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда". В обоснование иска указала, что имеет общий трудовой стаж более 32 лет, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.07.2005 г. N 534-к/н награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. Ответчиком ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. N 103-п. Считает данный отказ незаконным, поскольку на основании ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на присвоение указанного звания. Просила признать незаконным решение ответчика от 16.06.2014 года об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и возложить на ответчика обязанность по присвоению ей звания "Ветеран труда", взыскать судебные расходы.
В судебное заседание истец (ФИО)1 не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в судебное заседание не явился, предоставил письменное возражение, в котором просил в удовлетворении иска отказать.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование апелляционной жалобы указал, что с решением суда не согласен, считает его незаконным, принятым с существенным нарушением норм права. Правовые основания для признания за (ФИО)1 права на присвоение звания "Ветеран труда" отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 г. N103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации отсутствует. Ссылку суда на то, что законодатель субъекта РФ незаконно ограничил возможность присвоения звания "Ветеран труда" определенными видами ведомственных знаков отличия в труде, считает несостоятельной. Согласно ст.7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, у субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец (ФИО)1 с (дата) по настоящее время работает в Муниципальном образовательном бюджетном учреждении "Пойковской средней общеобразовательной школы N 2", общий трудовой стаж истца составляет более 32 лет (л.д. 20). Согласно пенсионному удостоверению истец является пенсионером по старости с (дата) (л.д. 31).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от (дата) N (номер) истец награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формировании интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников (л.д.18).
Ответчиком истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по тем основаниям, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. N 103-п. (л.д. 19).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Согласно "Положению о Министерстве образования и науки Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, действовавшим на момент награждения истца почетной грамотой, а так же "Положению о Министерстве образования и науки Российской Федерации", утвержденном Постановлением правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337, действовавшим на момент обращения истца за присвоением ей звания "Ветеран труда", Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 6, п. 6.2. Положения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, Министерство образования и науки Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в сфере образования и науки и награждать ими работников в указанных областях. Аналогичная позиция по данному вопросу закреплена и в п. 10.16 Положения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337.
Согласно п. 1 Приказа Министра образования и науки Российской Федерации N 84 от 6 октября 2004 года "О знаках отличия в сфере образования и науки", действовавшего на момент награждения истицы Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации отнесена к ведомственным наградам.
Этим же приказом утверждено Положение о знаках отличия в сфере образования и науки, согласно разделу XI которого (Порядок награждения Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации) Почетной грамотой награждаются работники министерств и ведомств, органов управления образованием, органов по молодежной политике, образовательных учреждений (организаций) и научных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, организаций, образующих научно-производственные комплексы наукоградов Российской Федерации, работники предприятий, организаций, министерств и ведомств за: большую и плодотворную работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов и научно-педагогических кадров; внедрение в образовательный и воспитательный процессы новых технологий, форм и методов обучения, обеспечение единства обучения и воспитания, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности; развитие научных исследований по актуальным проблемам фундаментальной и прикладной науки, в том числе по проблемам образования, достижения в региональных, федеральных, международных образовательных и научно-технических программах и проектах, реализации региональных межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, техники и культуры; успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, в развитии их творческой активности и самостоятельности; значительные успехи в учебе и обучении; постоянную и активную помощь образовательным учреждениям (организациям) в практической подготовке высококвалифицированных специалистов, развитии материально-технической базы образовательных учреждений (организаций).
Данные положения закреплены и в п. 2.9. Приказа от 3 июня 2010 г. N 580 Министерства образования и науки Российской Федерации "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации", а так же в "Положении о почетной грамоте Министерства образования и науки Российской Федерации" (приложение N 10), действовавших на момент обращения истицы с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда".
Содержание вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации относится к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право для присвоения звания "Ветеран труда".
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как ошибочное толкование ответчиком требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Действительно, в соответствии с п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Отсутствие в утвержденном Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 N 103-п Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда" такого ведомственного знака отличия в труде, как Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в присвоении звания "Ветеран труда" истцу, соответствующему критериям ветерана труда, установленным ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и пп.2 п.4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", которая к ветеранам труда относит, в том числе и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Федеральным законодателем определены два условия, при которых гражданин признается ветераном труда: награждение ведомственным знаком отличия в труде и наличие необходимого трудового стажа. Аналогичные условия для присвоения звания "Ветеран труда" содержатся в пп.2 п.4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и в п.2.1 Порядка присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и выдачи удостоверений, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 N 142-п. Истец отвечает установленным законом критериям ветерана труда.
Таким образом, вывод суда о наличии у истца (ФИО)1 права на присвоение звания "Ветеран труда" и незаконности действий ответчика по отказу в присвоении ей такого звания соответствует требованиям закона.
На основании изложенного решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 16 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий: Дука Е.А.
Судьи: Данилов А.В.
Гавриленко Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.