Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Романовой И.Е.
судей Решетниковой О.В., Гавриленко Е.В.
при секретаре Кузнецовой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 16 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Исковое требование (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО - Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО - Югры в присвоении звания ветеран труда (ФИО)1.
Обязать Департамент социального развития ХМАО - Югры присвоить (ФИО)1 звание ветеран труда.
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу (ФИО)1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200, 0 рублей".
Заслушав доклад судьи Гавриленко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения Департамента социального развития ХМАО-Югры, об обязании присвоить звание "Ветеран труда". В обоснование иска указал, что обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" и выдаче соответствующего удостоверения, так как имеет общий стаж работы более 47 лет и награжден Благодарностью Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (приказ N400п от 29.08.2007 года) в связи со знаменательной датой со дня образования организации. Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.03.2015 года истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой на то, что Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации не включена в перечень наград, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года N103-п. Считает данный отказ незаконным. Просил признать отказ незаконным и обязать ответчика присвоить звание "Ветеран труда".
В судебное заседание истец, представитель ответчика не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истец просил рассмотреть дело в ее отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование апелляционной жалобы указал, что с решением суда не согласен, считает его незаконным, принятым с существенным нарушением норм материального права. Правовые основания для признания за (ФИО)1 права на присвоение звания "Ветеран труда" отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 г. N103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-мансийского автономного округа - Югры", являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации отсутствует. Ссылку суда на то, что законодатель субъекта РФ незаконно огранил возможность присвоения звания "Ветеран труда" определенными видами ведомственных знаков отличия в труде, считает несостоятельной. Согласно ст.7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, у субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец (ФИО)1 с 1996 года по настоящее время работает в должности начальника сметно-договорного одела треста "Сургутнефтеспецстрой" ОАО "Сургутнефтегаз". Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 29.08.2007 года N400п ему в связи со знаменательной датой со дня образования организации Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации объявлена Благодарность (л.д.9, 10).
Ответчиком истцу отказано в присвоение звания "Ветеран труда" по тем основаниям, что Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации не является основанием для присвоения звания и выдачи удостоверения "Ветеран труда", поскольку не предусмотрена утвержденным Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры перечнем наград, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда" (л.д. 8).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Согласно Приказу Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 21.06.2004 года N19 "Об учреждении почетных званий, нагрудных знаков, Почетной грамоты и благодарности (ведомственных знаков отличия в труде)" Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации является ведомственным знаком отличия в труде.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как ошибочное толкование ответчиком требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Действительно, в соответствии с п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Отсутствие в утвержденном Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 N 103-п Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда" такого ведомственного знака отличия в труде, как Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в присвоении звания "Ветеран труда" истцу, соответствующему критериям ветерана труда, установленным ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 4 Постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", которая к ветеранам труда относит, в том числе и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Федеральным законодателем определены два условия, при которых гражданин признается ветераном труда: награждение ведомственным знаком отличия в труде и наличие необходимого трудового стажа. Аналогичное требование для присвоения звания "Ветеран труда" содержится и в п.2.1 Порядка присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и выдачи удостоверений, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 N 142-п. Истец отвечает установленным законом критериям ветерана труда. Истец является получателем пенсии по старости с 09.01.2004г., что подтверждается пенсионным удостоверением N124857 от 09.04.2004 г. (л.д. 23).
Таким образом, вывод суда о наличии у истца (ФИО)1 права на присвоение звания "Ветеран труда" и незаконности действий ответчика по отказу в присвоении ему такого звания соответствует требованиям закона.
На основании изложенного решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 16 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий: Романова И.Е.
Судьи: Решетникова О.В.
Гавриленко Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.