судья Псковского областного суда Радов В.В.,
при секретаре Васильевой Ю.В.
рассмотрев жалобу консультанта отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному Федеральному округу Животенкова А.А. на постановление судьи Островского городского суда Псковской области от 27 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ, в отношении
Общества с ограниченной ответственностью "Маиса", юридический адрес: "****", ИНН "данные изъяты", ОГРН "данные изъяты", дата регистрации в МИ ФНС N1 по Псковской области (дд.мм.гг.),
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Островского городского суда Псковской области от 27 июля 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ в отношении ООО "Маиса" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
В жалобе консультанта отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному Федеральному округу Животенкова А.А. (заявитель) ставится вопрос об отмене постановления судьи, ввиду несогласия с ним.
Заявитель просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ООО "Маиса" извещённый о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание Псковского областного суда не явился.
На основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ООО "Маиса".
Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для изменения оспариваемого постановления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов.
Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Изготовление федеральных специальных марок, установление их цены, нанесение на них сведений, указанных в пункте 3.1 статьи 12 данного Федерального закона, маркировка ими алкогольной продукции осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования (п.4 ст.12 Федерального закона N 171-ФЗ).
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.6 ст.12 Федерального закона N 171-ФЗ).
Оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками запрещён (п.1 ст.26 Федерального закона N 171-ФЗ).
Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона (ст.2 Федерального закона N 171-ФЗ).
Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, (дд.мм.гг.) в магазине, ООО "Маиса", расположенном по адресу: "****", сотрудниками полиции установлен факт оборота алкогольной продукции, маркированной специальными марками (ФСМ) с признаками поддельности, а именно двух бутылок водки "Берлога" емкостью 0,5 л. каждая. Указанная алкогольная продукция, ценник на неё и сопроводительные документы были изъяты сотрудниками полиции.
Согласно выводам эксперта ЭКЦ УМВД России по Псковской области, изложенных в справке об исследовании от (дд.мм.гг.) (****), федеральная специальная марка для маркировки алкогольной продукции, которыми маркирована вышеперечисленная алкогольная продукция, изготовлены не производством ФГУП "ГОЗНАК". Реквизиты полиграфического оформления ФСМ выполнены способом цветной электрофотографии, элементы защиты имитированы ( "данные изъяты").
24 апреля 2015 года заместителем начальника полиции по ООП ОМВД России по Островскому району по факту выявленного нарушения возбуждено дело об административном правонарушении и принято решение о проведении административного расследования.
(дд.мм.гг.) начальником ОМВД России по Островскому району материалы настоящего дела об административном правонарушении были направлены руководителю Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному Федеральному округу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административном ответственности.
07 июля 2015 года должностным лицом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному Федеральному округу в отношении ООО "Маиса" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ, и дело направлено в Островский городской суд Псковской области для рассмотрения по существу.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, судья Островского городского суда пришёл к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ, ввиду существенного нарушения процессуальных требований КоАП РФ и прекратил производство по делу.
Данный вывод судьи обоснован.
В соответствии с ч.2 ст.28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения.
Согласно ч.4 ст.28.7 КоАП РФ административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
В силу п.64 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.4 ст.15.12 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Судьёй Островского городского суда установлено, что вопреки вышеуказанным положениям КоАП РФ, настоящее дело об административном правонарушении возбуждено заместителем начальника полиции по ООП ОМВД России по Островскому району. Административное расследование проведено сотрудниками полиции, в связи с чем, на основании части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, судья обоснованно признал недопустимыми все добытые сотрудниками полиции доказательства по делу, в том числе и Справку об исследовании эксперта ЭКЦ УМВД России по Псковской области и от (дд.мм.гг.) (****).
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом (ч.1 ст.1.6 КоАП РФ).
Принимая во внимание, что административным органом нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности, оснований для отмены судебного постановления не имеется.
Вместе с тем, постановление судьи подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ установлено, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона или с маркировкой поддельными марками.
Изъятые этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающая обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических требований (далее - продукция) подлежит направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ (часть 12 статьи 27.10 КоАП РФ).
Согласно пункту 6 "Положения о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", утверждённого Постановлением Правительства РФ от 22.05.2013 N430, продукция для переработки или уничтожения передается уполномоченными органами организациям по акту приема-передачи или протоколу на основании судебного акта, предусматривающего переработку или уничтожение продукции.
Из изложенных правовых норм следует, что алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте, подлежит обязательному изъятию и не может быть возвращена лицу, у которого она незаконно находилась.
Принимая во внимание, что факт оборота алкогольной продукции в ООО "Маиса" достоверно установлен, а производство по делу прекращено только по процессуальным основаниям, решение судьи о возвращении Обществу алкогольной продукции, изъятой из оборота, не может быть признано законным.
В силу вышеизложенных норм, изъятая в ООО "Маиса" алкогольная продукция подлежит уничтожению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Островского городского суда Псковской области от 27 июля 2015 года о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ в отношении ООО "Маиса" изменить путём исключения указания о возвращении изъятой алкогольной продукции ООО "Маиса".
Абзац второй резолютивной части постановления изложить в следующей редакции:
Изъятую в магазине ООО "Маиса" алкогольную продукцию: 2 бутылки водки "Берлога" емкостью 0,5 л каждая, хранящиеся в ОМВД России по Островскому району изъять из оборота и в установленном порядке уничтожить.
Судья Псковского областного суда В.В. Радов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.