Судья Пензенского областного суда - Гордеева Н.В.,
при секретаре - Никулиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области (далее ТУ Росимущества в Пензенской области) на постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области (далее - Россельхознадзор) от 24 июня 2015 г. N 81, решение Пачелмского районного суда Пензенской области от 19 августа 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТУ Росимущества в Пензенской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора по Пензенской области (Россельхознадзор) "данные изъяты".по делу об административном правонарушении от 24 июня 2015 г. "данные изъяты" ТУ Росимущества в Пензенской области привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, руководитель ТУ Росимущества в Пензенской области обратился в суд с жалобой, рассмотрев которую Пачелмский районный суд Пензенской области решением от 19 августа 2015 г.постановление от 24 июня 2015 г "данные изъяты" изменил, применив ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизил назначенное наказание в виде штрафа с 400 000 рублей до 200 000 рублей, в остальной части постановление - оставил без изменения, жалобу руководителя ТУ Росимущества в Пензенской области) - без удовлетворения.
В жалобе руководителя ТУ Росимущества в Пензенской области ставится вопрос об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24 июня 2015 г. "данные изъяты" и решения Пачелмского районного суда Пензенской области от 19 августа 2015 г.с прекращением производства по административному делу, поскольку отсутствует состав вмененного правонарушения.
По мнению заявителя, непосредственное использование федеральных земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, принятие мер противопожарной и санитарной безопасности, а также мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду не относится к компетенции Росимущества. В отношении федеральных земельных участков Территориальное управление осуществляет полномочия публичного собственника.
При вынесении постановления административным органом не был принят во внимание тот факт, что ТУ Росимущества в Пензенской области совершаются конкретные действия по вовлечению земельных участков в хозяйственный оборот.
Административное производство не содержит каких-либо доказательств потери земельными участками устойчивости к разрушению, способности к восстановлению свойств, воспроизводству плодородия, иных сведений, свидетельствующих об ухудшении качественного состояния земель.
Кроме того, границы земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, следовательно, место совершения административного правонарушения не доказано.
Представитель ТУ Росимущества в Пензенской области по доверенности - Забродин А.В. жалобу и дополнения к ней в судебном заседании поддержал, представитель Россельхознадзора по доверенности - Афанасьева Н.В. против удовлетворения жалобы возражала.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ТУ Росимущества в Пензенской области, представителя Россельхознадзора, исследовав материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда и постановления должностного лица.
Частью 2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Частью 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Из материалов дела следует, чтов ходе проведения внеплановой выездной проверки Управлением Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области 15 июня 2015 г.выявлено нарушение земельного законодательства РФ, а именно: земельные участки общей площадью "данные изъяты" га, с кадастровыми номерами "данные изъяты", расположенные в границах "данные изъяты" зарастают сорной травой, травянистой растительностью (осот, пырей, ковыль, пижма и т.д.), местами древесно-кустарниковой растительностью (береза, сосна, ива).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности и выпискам из ЕГРП, указанные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
В силу положений п. 5.8 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные органы осуществляют контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N "данные изъяты" с последующими изменениями, Территориальное управление осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (п. 4.3).
Проанализировав вышеизложенное, административный орган и суд пришли к правильному выводу о том, что ТУ Росимущества в Пензенской области нарушены требования земельного законодательства РФ, поскольку, являясь собственником участков, ТУ Росимущества в Пензенской области в отсутствие должного контроля за использованием по назначению и сохранностью земельных участков, допустило невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель от зарастания сорной травой и древесно-кустарниковой растительностью и охране почв, тем самым, совершив административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Факт совершения ТУ Росимущества в Пензенской области административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается: протоколом от 15 июня 2015 г. "данные изъяты" об административном правонарушении, актом проверки от 15 июня 2015 г. N 1006, протоколом осмотра от 15 июня 2015 года, фототаблицами, обращением Главы администрации Пачелмского района от 02 июня 2015 г., показаниями начальника отдела по развитию сельского хозяйства и предпринимательства администрации Пачелмского района Пензенской области "данные изъяты"., данными в суде первой инстанции.
Все положенные в основу постановления должностного лица и судебного решения по делу об административном правонарушении доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, предусмотренным ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Они получили оценку, основанную на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениям части 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия объективных препятствий для исполнения заявителем действующих норм и правил, равно как и доказательств принятия им исчерпывающих мер для соблюдения требований земельного законодательства в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины ТУ Росимущества в Пензенской области во вмененном ему административном правонарушении.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ТУ Росимущества в Пензенской области привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока, размер штрафа соответствует санкции ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В то же время, суд первой инстанции при рассмотрении жалобы счел возможным применительно к положениям ч.ч. 3.2, 3.3 ст. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизить назначенное наказание в виде штрафа с 400 000 руб. до 200 000 руб., приняв во внимание совершение юридическим лицом административного правонарушения впервые.
Довод жалобы о том, что ТУ Росимущество в Пензенской области не является субъектом рассматриваемого административного правонарушения, был предметом судебном оценки и обоснованно не принят во внимание, исходя из полномочий юридического лица, предусмотренных п. 4.3 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области.
Довод заявителя о том, что срок исполнения предписания Россельхознадзора от 15 июня 2015 года N 1 - об устранении выявленных нарушений до 15 июня 2016 года на момент привлечения ТУ Росимущества не истек, от административной ответственности за совершенное правонарушение не освобождает, поскольку ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает административную ответственность за неисполнение предписания в срок, а содержит иной состав административного правонарушения, за совершение которого ТУ Росимущества привлечено к ответственности.
Не свидетельствует об отсутствии в действиях ТУ Роисимущества в Пензенской области состава вмененного административного правонарушения и тот факт, что заявителем совершаются конкретные действия по вовлечению земельных участков в хозяйственный оборот.
Утверждение о том, что административное производство не содержит каких-либо доказательств потери земельными участками устойчивости к разрушению, способности к восстановлению свойств, воспроизводству плодородия, иных сведений, свидетельствующих об ухудшении качественного состояния земель, следует признать несостоятельным, поскольку, как правильно указал суд, состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным и не требует наличия доказательств ухудшения качественного состояния земель.
Не является юридически значимым и то обстоятельство, что границы земельных участков, в отношении которых допущены нарушения земельного законодательства, являются условными
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи в ходе производства по настоящему делу допущено не было, оснований для их отмены и удовлетворения жалобы ТУ Росимущества в Пензенской области не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области от 24 июня 2015 г. "данные изъяты", решение Пачелмского районного суда Пензенской области от 19 августа 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.