Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 11 сентября 2015 г. по делу N 33-295/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Сафонова К.С.,
Пака И.Э.,
при секретаре Пилюгиной Н.А., с участием заявителя Коробкова А.О., его представителей Макарова Л.А. и адвоката Вильдановой Е.Б. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника 5 отдела (г. Саратов) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Жадана А.А. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 27 мая 2015 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N Коробкова А.О. об оспаривании действий начальника 5 отдела (г. Саратов) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с указанием в решении о принятии на учёт нуждающихся в обеспечении жильём на наличие собственности.
Заслушав доклад судьи Пака И.Э., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, выступления заявителя Коробкова А.О., его представителей Макарова Л.А. и адвоката Вильдановой Е.Б., возражавших против доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
решением начальника 5 отдела (г. Саратов) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 5 отдел (г. Саратов) ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации) от 19 февраля 2015 года N Коробков принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Принимая такое решение, начальник территориального отдела в месте с тем в решении указал на наличие у Коробкова в собственности 16,03 кв.м.
Считая свои права нарушенными, Коробков обратился в Саратовский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать это решение в части включения сведений о наличии у него в собственности 16,03 кв.м. площади жилого помещения незаконным и обязать названное должностное лицо исключить их из оспариваемого решения.
Саратовский гарнизонный военный суд решением от 27 мая 2015 года заявление Коробкова удовлетворил в полном объёме.
Выражая несогласие с таким решением суда, начальник 5 отдела (г. Саратов) ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации Жадан А.А. в апелляционной жалобе просит его отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Коробкова.
В обоснование апелляционной жалобы Жадан, ссылаясь на положения статей Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О статусе военнослужащих", Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, приходит к выводу о том, что указание в решении сведений о жилых помещениях, занимаемых военнослужащим (гражданином) или членами семьи по договорам социального найма или находящихся в собственности, является обязательным требованием при разрешении вопроса о принятии военнослужащего на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
При этом, ссылка в решении на эти обстоятельства, по мнению должностного лица в жалобе, не предопределяет объема социальных гарантий государства при предоставлении военнослужащим жилья в последующем.
По мнению Жадана, судом первой инстанции оставлено без внимания то обстоятельство, что Коробков в 2003 году приобрел 1/4 доли (16,3 кв.м.) в праве собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес", общей площадью 64,1 кв.м., как член семьи военнослужащего в рамках реализации его отцом государственного жилищного сертификата, которую в 2009 году подарил своему отцу. При этом Коробков, выдал своему отцу доверенность в целях получения и оформления в собственность своей доли в названной квартире, несмотря на то, что он, как военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имел право на самостоятельное обеспечение жильем от военного ведомства.
Не согласившись с доводами апелляционной жалобы, заявитель Коробков А.О. подал на нее возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав объяснения прибывших в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое заявителем решение в части, касающейся указания о необходимости учитывать долю заявителя в квартире N, ранее предоставленной в городе "адрес", принято начальником 5 отдела (г. Саратов) ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации при обсуждении вопроса о постановке Коробкова на учет нуждающихся в жилых помещениях, а не при предоставлении ему жилого помещения, то есть преждевременно.
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.
Пунктом 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция), предусмотрено, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются, в том числе сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.
Раздел 4 Приложения N 2 к названной Инструкции обязывает военнослужащего представить в структурное подразделение уполномоченного органа сведения о владении ранее жилыми помещениями на праве собственности: вид имущества, его площадь, основание пользования (договор социального найма или на основании права собственности), дата и реквизиты договора, а также действия, совершенные с ранее занимаемыми жилыми помещениями, реквизиты документов, подтверждающие факт совершения указанных действий.
Согласно п. п. 5 - 7 Инструкции решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях выдает военнослужащим или направляет по указанным ими адресам решения согласно рекомендуемому образцу, указанному в приложении N 3 к настоящей Инструкции, с приложением расписки в получении документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, с указанием их перечня и даты получения.
Уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее именуется - реестр), по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.
Перечисленные положения Инструкции на стадии принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях конкретизируют работу уполномоченных органов, устанавливают порядок их действий и форму принятых решений по установленному образцу. При этом из этого порядка следует, что основанием для включения данных в реестр является решение о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Как видно из материалов дела, начальник 5 отдела (г. Саратов) ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации, рассмотрев в рамках представленных ему полномочий соответствующее заявление Коробкова, принял по нему решение о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях с указанием в нем на наличие у заявителя в собственности 16,03 кв.м., указав в соответствующей графе на данное обстоятельство. Должностного лицо исходило из того, что Коробков в 2003 году, согласно представленным документам, приобрел 1/4 доли (16,3 кв.м.) в праве собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес", общей площадью 64,1 кв.м., которое было приобретено его отцом посредством реализации государственного жилищного сертификата, и которым впоследствии он, Коробков, как видно из договора дарения от 5 ноября 2009 года, распорядился, подарив своему отцу.
Как видно из рекомендуемого образца решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, отраженного в приложении N 3 к Инструкции, при принятии соответствующего решения могут быть указаны дополнительные сведения, то есть иные сведения, которые могут в последующем повлиять на решение жилищного органа.
При таких обстоятельствах ссылка в решении начальника 5 отдела (г. Саратов) ФГКУ "Центррегионжилье" МО Российской Федерации, действовавшего в рамках предоставленных ему полномочий, на наличие у Коробкова в собственности 16,03 кв.м., вопреки ошибочному выводу суда первой инстанции, является правомерным.
Указание в оспариваемом решении о наличии у Коробкова в собственности 16,03 кв.м. не нарушает его прав, поскольку в настоящий момент решение о выделении ему жилья за вычетом указанной доли не принято и каких либо препятствий для оспаривания заявителем такого решения в дальнейшем не имеется.
Поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, что повлекло неправильное применение судом норм материального права, решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328 - 330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
апелляционную жалобу начальника 5 отдела (г. Саратов) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Жадана А.А. удовлетворить.
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 27 мая 2015 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части N Коробкова А.О. об оспаривании действий начальника 5 отдела (г. Саратов) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с указанием в решении о принятии на учёт нуждающихся в обеспечении жильём предоставляемых по договору социального найма на наличие собственности, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права, отменить.
Принять по делу новое решение - в удовлетворении заявления Коробкова А.О. отказать.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда И.Э. Пак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.