Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 15 сентября 2015 г. по делу N 33-325/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Белкина И.В.,
Сироты Д.А.,
при секретаре Михайлове Г.Г., с участием заявителя Насирова И.М., его представителя Товбина А.Л. и представителя начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") Юсова В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" на решение Самарского гарнизонного военного суда от 6 июля 2015 г., которым удовлетворено заявление бывшего военнослужащего военной комендатуры Рощинского гарнизона Насирова И.М.о. об оспаривании решения указанного должностного лица, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Сироты Д.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, мотивы апелляционной жалобы и дополнения к ней, объяснения представителя должностного лица Юсова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заявителя Насирова И.М. и его представителя Товбина А.Л., возражавших против ее удовлетворения, Приволжский окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Насиров, заключивший первый контракт о прохождении военной службы в январе 1994 г., проходил ее в период с марта 2007 г. по ноябрь 2009 г. на воинской должности (должность).
4 декабря 2009 г. Насиров, находившийся в распоряжении командующего войсками Приволжсго-Уральского военного округа, обратился по команде с рапортом о признании его нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания, а 12 июля 2010 г. он подал рапорт, в котором просил командование уволить его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и включить в списки на отселение в "адрес".
В соответствии с приказом командующего войсками Приволжсго-Уральского военного округа от 13 сентября 2010 г. N Насиров уволен с военной службы в запас на основании подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением в списках очередником на получение жилого помещения по установленным жилищным законодательством нормам. Приказам военного коменданта Рощинского гарнизона от 30 ноября 2010 г. N заявитель исключен из списков личного состава военной комендатуры с указанной даты. Общая продолжительность военной службы Насирова в календарном исчислении составляет более 22 лет.
Решением Самарского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2011 г., вступившим в законную силу 22 февраля того же года, Насиров с 30 ноября 2010 г. восстановлен на военной службе и в списках личного состава военной комендатуры для разрешения его жилищного вопроса.
18 и 25 апреля 2011 г. Насиров дважды обращался в ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлениями о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которые им были исполнены на бланках для предоставления служебного жилого помещения.
На основании приказа начальника военного коменданта Рощинского гарнизона от 6 июня 2011 г. N Насиров исключен из списков личного состава военной комендатуры с 25 июня того же года в связи с постановкой на жилищный учет.
В декабре 2013 г. Насирову стало известно о том, что на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, а поэтому он повторно обратился в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением от 30 декабря 2013 г. о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением от 6 марта 2014 г. N начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" в удовлетворении заявления Насирова отказано в связи с тем, что на момент обращения в жилищный орган он статусом военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, не обладает, а также не представил документы о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении.
Посчитав свои права нарушенными, Насиров обратился в Самарский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором с учетом уточненных в ходе рассмотрения дела по существу требований, просил вышеуказанное решение начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" признать незаконным и обязать это должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, а также признать незаконным письменный ответ того же должностного лица от 9 июня 2015 г. об отказе в рассмотрении его жилищного вопроса.
Решением Самарского гарнизонного военного суда от 6 июля 2015 г. заявление удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с таким судебным решением, представитель начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" Юсов подал апелляционную жалобу и дополнение к ней, в которых утверждает, что судом неверно применены нормы закона, подлежащие применению в рассматриваемых правоотношениях, неполно установлены обстоятельства дела, подлежащие доказыванию, не дана надлежащая правовая оценка юридически значимым обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права, в связи с этим просит его отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы представитель должностного лица утверждает, что 18 апреля 2011 г. Насиров обратился с заявлением в ФГКУ "Центррегионжилье" с просьбой предоставить ему служебное жилое помещение и 7 марта 2012 г. между ним и начальником 1 отдела названной организации был заключен договор найма служебного жилого помещения, а поэтому аналогичное по своему содержанию его заявление от 25 апреля 2011 г. в ФГКУ "Центррегионжилье" не рассматривалось.
Далее представитель должностного лица считает, что решение начальника территориального отдела от 6 марта 2014 г. является законным и обоснованным, так как заявитель обратился с просьбой о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для постоянного проживания только 30 декабря 2013 г., то есть по истечении более трех лет после даты исключения из списков личного состава военной комендатуры и не мог быть принят на жилищный учет в соответствии с порядком, определенным приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280. Также заявителем пропущен установленный ч. 1 ст. 256 ГПК Российской Федерации трехмесячный срок обращения с заявлением в суд.
В заключение автор жалобы утверждает, что суд первой инстанции необоснованно вышел за рамки заявленных требований Насирова, поскольку последний обжаловал только письменный ответ начальника территориального отдела от 9 июня 2015 г. об отказе в рассмотрении вопроса о принятии заявителя на жилищный учет в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.
Представитель должностного лица Юсов в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобе поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Заявитель Насиров и его представитель Товбин в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции пояснили, что они считают доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению. В своих объяснениях заявитель обратил внимание на то, что не по его вине действующая до конца 2010 г. жилищная комиссия воинской части не рассмотрела его обращение о постановке на жилищный учет, тогда как он предоставил все необходимые документы, которые в последующем были утеряны. В апреле 2011 г. он повторно принял меры к признанию его нуждающимся в жилом помещении, о чем подал в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" свои заявления от 18 и 25 апреля 2011 г., выполненные на бланках, выданных ему работниками названного отдела. В июне 2011 г. он был извещен о постановке на жилищный учет и исключении в связи с этим из списков личного состава военной комендатуры. Однако в декабре 2013 г. ему стало известно, что на жилищном учете он не состоит и по предложению вышеуказанных работником он вновь подал в территориальный жилищный отдел заявление от 30 декабря 2013 г. с просьбой поставить его на учет нуждающихся в жилом помещении, в удовлетворении которого ему отказано 6 марта 2014 г.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспеченным на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимся в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, действовавшей до 9 ноября 2010 г., было установлено, что постановка на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений.
В ходе рассмотрения дела по существу гарнизонным военным судом установлено, что с декабря 2009 г. Насировым предпринимаются меры к признанию его нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания в порядке, предусмотренном ст. 52 ЖК Российской Федерации.
Согласно п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учет до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и они снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом. Аналогичный перечень оснований снятия граждан с такого учета содержится в ст. 56 ЖК Российской Федерации.
В связи с тем, что в ноябре 2010 г. система и компетенция органов, ответственных за обеспечение жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации изменилась, приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 уполномоченным органам в этой области определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, а также специализированные организации - Региональные управления жилищного обеспечения и их структурные подразделения.
Из материалов дела следует, что в январе 1994 г. с Насировым заключен первый контракт о прохождении военной службы, он имеет выслугу лет в календарном исчислении более 22 лет, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения по установленным нормам. Также за период прохождения военной службы Насиров обеспечен только служебным жилым помещением и не имеет жилого помещения в собственности и на условиях социального найма.
Как установлено судом первой инстанции, в марте 2011 г. Насиров на основании решения Самарского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2011 г. был восстановлен на военной службе и в списках личного состава военной комендатуры, поскольку не по вине заявителя вопрос о постановке его на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в конце 2010 г. жилищной комиссии воинской части не рассматривался и данный вопрос не разрешен по существу и другими жилищными органами, в которые Насиров обращался в апреле 2011 г. и которыми он был введен в заблуждение о постановке его на жилищный учет в июне 2011 г.
Вышеперечисленные и другие доказательства, имеющиеся в материалах деле, свидетельствуют об отсутствии какой-либо вины Насирова и злоупотребления им правом по вопросу нуждаемости в жилом помещении для постоянного проживания, который по существу жилищными органами так и не был рассмотрен с 2010 г. по настоящее время.
При таких данных суд апелляционной инстанции считает, что вывод гарнизонного военного суда о незаконности решения начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" от 6 марта 2014 г. является правильным, так как в период прохождения военной службы Насиров при вышеизложенных обстоятельствах мог быть поставлен на жилищный учет при надлежащим исполнении командованием и жилищных органов своих должностных обязанностей по обеспечению военнослужащего при увольнении с военной службы жилым помещением для постоянного проживания.
Суд апелляционной инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полагает, что обжалуемое решение начальника территориального отдела нарушает конституционные права заявителя и препятствует обеспечению его жилым помещением, предоставляемом по договору социального найма, в порядке и на условиях, установленных действующим жилищным законодательством. В связи с этим оно подлежало отмене с обязыванием должностного лица повторно рассмотреть по существу вопрос о постановке заявителя на жилищный учет, о чем правильно в резолютивной части оспариваемого судебного акта указал гарнизонный военный суд.
Утверждение представителя должностного лица о том, что Насировым не соблюден установленный ст. 256 ГПК Российской Федерации (действующая до 15 сентября 2015 г.) трехмесячный срок обращения в суд с заявлением является несостоятельным, поскольку согласно вступившему в законную силу решению Самарского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2011 г. жилищный вопрос Насирова, в частности, о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, должен быть рассмотрен, в том числе и жилищными органами. Однако до настоящего времени по существу он установленным законом порядке не рассмотрен, а обжалуемое решение начальника территориального отдела от 6 марта 2014 г. к таковым решениям не относится.
Из материалов дела усматривается, что Насиров обратился в Самарский гарнизонный военный суд с заявлением об оспаривании действий начальника территориального отдела, связанные с вынесением решения от 6 марта 2014 г. (л.д. N). В ходе рассмотрения дела по существу Насиров также обратился с заявлением, содержащим дополнительные требования к тому же должностному лицу, о признании незаконным его письменного отказа от 9 июня 2015 г. (л.д. N). В соответствии требованиями ст. 151 ГПК Российской Федерации вышеуказанные требования заявителя судом были приняты к своему производству и рассмотрены в рамках одного гражданского дела. В связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что суд вышел за рамки требований Насирова, рассмотрев вопрос, связанный с вынесением в отношении него начальником территориального отдела решения от 6 марта 2014 г., являются надуманными.
Что касается иных доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя должностного лица, а также приведенных им в суде апелляционной инстанции, в том числе о заключении с заявителем 7 марта 2012 г. договора найма служебного жилого помещения, то они не ставят под сомнение законность обжалуемого судебного решения.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции находит решение Самарского гарнизонного военного суда законным, обоснованным и мотивированным, оно основано на всесторонне, полно исследованных и оцененных доказательствах, которые следует признать допустимыми и достаточными для разрешения дела. Нормы материального права применены судом правильно в соответствии с возникшими правоотношениями, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 307-308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Самарского гарнизонного военного суда от 6 июля 2015 г. по гражданскому делу по заявлению Насирова И.М.о. об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии заявителя на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица Юсова В.В. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда Д.А. Сирота
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.