Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Малахова В.А.,
судей Драчева Д.А., Задворновой Т.Д.,
при секретаре Кругловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 15 сентября 2015 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Ярославской области на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 23 июня 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Генкиной Е.Л удовлетворить.
Признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ N N о привлечении Генкиной Е.Л к дисциплинарной ответственности.
Заслушав доклад судьи областного суда Малахова В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Генкина Е.Л. замещает должность государственной гражданской службы Ярославской области заместителя начальника отдела по работе с обращениями граждан административно-контрольного управления Правительства Ярославской области.
Приказом начальника управления государственной службы и кадровой политики Правительства Ярославской области N N от ДД.ММ.ГГГГ Генкиной Е.Л. объявлено замечание за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в необеспечении записи гражданина на личный прием к Губернатору области.
Генкина Е.Л. обратилась в суд с исковым заявлением к Правительству Ярославской области об оспаривании дисциплинарного взыскания.
В обоснование заявленных требований указала, что право гражданина на личный прием к должностным лицам Правительства области не является безусловным, возможность отказа в личном приеме может быть установлена нормативными актами. Отказывая гражданину ФИО1 в записи на личный прием к Губернатору Ярославской области, исходила из положений абз. 3 подп. 9.1 Порядка рассмотрения обращений граждан в Правительстве области, утвержденного Указом Губернатора Ярославской области от 20.01.2014 года N 11, согласно которым правом на запись на личный прием к должностным лицам Правительства области обладают лишь лица, вопросы которых ранее не были разрешены органами исполнительной власти. Поставленный ФИО1 вопрос о включении его в состав комиссии по безопасности дорожного движения в Ярославской области был разрешен Председателем Правительства Ярославской области, к компетенции которого отнесено курирование вопросов деятельности указанной комиссии, заявителю был дан ответ, в связи с чем истицей был разъяснен порядок обжалования ответа на его обращение.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав представителя Правительства Ярославской области по доверенности Трифонову М.П., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Генкиной Е.Л. по доверенности Генкина А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Генкиной Е.Л., суд исходил из того, что заявление ФИО1 о включении в состав областной комиссии по безопасности дорожного движения, адресованное Губернатору Ярославской области, рассмотрено по существу Председателем Правительства Ярославской области, которому Губернатором области переданы полномочия по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Необходимость обращения ФИО1. на личный прием к Губернатору области была вызвана несогласием с содержанием ответа на его обращения Председателя Правительства области. Вопрос, для разрешения которого ФИО1 намеревался обратиться на личный прием к Губернатору области, ранее был разрешен уполномоченным Губернатором должностным лицом. Губернатором области не могла быть дана оценка законности принятого Председателем Правительства области решения. Оснований для записи ФИО1 на личный прием к Губернатору области не имелось. Препятствий для осуществления права гражданина на обращения в государственные органы Генкиной Е.Л. не создано, некорректного поведения в отношении гражданина, ненадлежащего исполнения должностных обязанностей не допущено.
С указанными выводами судебная коллегия не соглашается, находит их постановленными с неправильным применением норм материального права.
Из обстоятельств дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 направлено письменное обращение Губернатору Ярославской области о включении в состав областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения либо о разрешении вопроса о его участии в заседаниях комиссии как бывшего отличного работника "данные изъяты".
Ответом на указанное обращение Председателя Правительства Ярославской области от 27.02.2015 г. N ЗП8.01-0005/15 ФИО1 разъяснено, что в соответствии с п. 6 Положения об областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Губернатора области от 04.08.2006 N 650, распоряжением Губернатора Ярославской области от 01.09.2014 N 420-р состав областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения утвержден.
Будучи не согласным с содержанием вышеуказанного ответа, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г. обратился к заместителю начальника отдела по работе с обращениями граждан административно-контрольного управления Правительства области Генкиной Е.Л. по вопросу записи на личный прием к Губернатору области. Генкиной Е.Л. запись ФИО1. на личный прием к Губернатору области не осуществлена.
В соответствии с п. 9.1 Порядка рассмотрения обращений граждан в Правительстве области, утвержденного указом Губернатора области от 20.01.2014 N 11, основанием для начала рассмотрения обращений в рамках личного приема граждан является обращение гражданина в отдел по работе с обращениями граждан для записи на личный прием к должностным лицам Правительства области согласно утвержденному графику. На прием к должностным лицам Правительства области могут записаться граждане Российской Федерации, если их вопрос ранее не был решен органами исполнительной власти области и требуется личное участие должностных лиц Правительства области.
В соответствии со статьями 35, 46 Устава Ярославской области, утвержденного Законом Ярославской области от 01.10.2010 N 30-з, Губернатор Ярославской области является высшим должностным лицом Ярославской области, который также выступает руководителем Правительства Ярославской области. Председатель Правительства Ярославской области является одним из членов Правительства Ярославской области, наделенным компетенцией в соответствии с ч. 3 ст. 46 Устава области.
Согласно п.п. 6,7 Положения об областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Губернатора Ярославской области от 04.08.2006 N 650 (далее - Положение) состав комиссии утверждается распоряжением Губернатора области, который в свою очередь является председателем этой комиссии.
В соответствии с п. 5.3 Положения при решении вопросов, отнесенных к ее компетенции, комиссия имеет право привлекать в установленном порядке к своей работе представителей научных, общественных и других организаций, а также специалистов.
Состав комиссии в настоящее время утвержден распоряжением Губернатора области от 19.07.2012 г. N 352-р.
Вопрос о включении ФИО1 в состав областной комиссии по безопасности дорожного движения, а равно о его привлечении к участию в работе комиссии в ином качестве на момент обращения заявителя к Генкиной Е.Л. Губернатором области, в компетенцию которого входит утверждение состава комиссии, ранее не рассматривался.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа ФИО1. в записи на личный прием к Губернатору области.
Предоставление права судебного обжалования решений (действий) должностных лиц, в том числе, Председателя Правительства Ярославской области, не должно ограничивать граждан в праве на обращение к вышестоящему компетентному должностному лицу, в данном случае - к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, который в соответствии с п. 9 ст. 40 Устава Ярославской области назначает Председателя Правительства области на должность и выступает представителем нанимателя в сложившихся трудовых (служебных) правоотношениях.
Таким образом, выводы суда о рассмотрении вопроса ФИО1. уполномоченным должностным лицом, невозможности оценки Губернатором области законности принятого решения, отсутствии со стороны Генкиной Е.Л. препятствий для обращения гражданина в государственные органы постановлены в результате неправильного применения приведенных выше норм материального права.
Судебная коллегия не принимает во внимание доводы возражений Генкиной Е.Л. на апелляционную жалобу о том, что указом Губернатора Ярославской области от 30.06.2015 N 364 в указ Губернатора области от 20.01.2014 года N 11 внесено изменение, предусматривающее прямой отказ в записи на прием лицом, ведущим запись на личный прием. Абзац третий пункта 9.2 указа Губернатора области от 20.01.2014 года N 11 в редакции указа Губернатора Ярославской области от 30.06.2015 N 364 предусматривает возможность отказа в записи на личный прием в случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию должностных лиц Правительства области.
Также судебная коллегия не соглашается с приведенными представителем Генкиной Е.Л. в заседании судебной коллегии доводами о невозможности осуществления Генкиной Е.Л. записи ФИО1. на личный прием к Губернатору области, поскольку ранее поступившее обращение ФИО1. было зарегистрировано Правительством Ярославской области как запрос, ответ на который подлежит обжалованию только в судебном порядке.
Порядок рассмотрения запросов граждан, организаций, общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления в Правительстве области утвержден указом Губернатора Ярославской области от 01.12.2014 N 540.
В соответствии с п. 4.4. указанного Порядка в соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пользователи информацией (их представители) вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считают, что нарушены их права.
По мнению судебной коллегии, приведенное выше положение не ограничивает лицо в праве на обжалование решения, действия (бездействия) государственного органа либо должностного лица в административном порядке (в порядке подчиненности). Иное толкование п. 4.4. Порядка приведет к ограничению предусмотренного ст. 33 Конституции Российской Федерации права гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять обращения в государственные органы.
Судебная коллегия соглашается с выводом Правительства Ярославской области о ненадлежащем исполнении Генкиной Е.Л. должностных обязанностей, выразившемся в неправомерном отказе гражданину в записи на личный прием к Губернатору области. Указанный вывод подтвержден материалами проведенной в отношении Генкиной Е.Л. служебной проверки.
Нарушений порядка проведения служебных проверок и применения дисциплинарных взысканий, установленного ст.ст. 58-59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" Правительством Ярославской области не допущено. Примененное взыскание соразмерно совершенному дисциплинарному проступку.
На основании изложенного, отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия отказывает Генкиной Е.Л. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Ярославля от 23 июня 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Генкиной Е.Л. к Правительству Ярославской области об оспаривании дисциплинарного взыскания оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.