Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Преснова В.С., Федотовой Н.П.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломтевой Л.С.
29 сентября 2015 года
административное дело по апелляционной жалобе Хрипина В.В. на решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 22 июля 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Хрипину В.В. отказать.
Судебная коллегия установила:
Хрипин В. В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Некрасовского муниципального района во включении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N в границы населённого пункта и изменении вида разрешённого использования "для индивидуального жилищного строительства"; обязании администрацию Некрасовского муниципального района в течение двух месяцев совершить необходимые административные действия по переводу земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли поселений, по изменению вида разрешённого использования на "для индивидуального жилищного строительства".
В обоснование требований указано, что Хрипин В.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
- N площадью "данные изъяты" из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу "адрес", вид разрешённого использования - "для организации крестьянско-фермерского хозяйства";
- N площадью "данные изъяты" из земель сельскохозяйственного назначения расположенный по адресу "адрес", вид разрешённого использования - "для организации крестьянско-фермерского хозяйства";
N площадью "данные изъяты" из земель сельскохозяйственного назначения расположенный по адресу "адрес", вид разрешённого использования - "для сельскохозяйственного использования";
N площадью "данные изъяты" из земель сельскохозяйственного назначения расположенный по адресу "адрес", вид разрешённого использования - "для сельскохозяйственного использования".
ДД.ММ.ГГГГ в порядке части 4 статьи 4.1. ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" он обратился в администрацию Некрасовского муниципального района с заявлением о внесении изменений в Генеральный план Некрасовского сельского поселения, а именно: об изменении категории земель указанных земельных участков на "земли населённых пунктов" и об изменении вида разрешённого использования на "для индивидуального жилищного строительства", письмом главы муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N было отказано во включении земельных участков в границы населённого пункта и в изменении вида разрешённого использования. Отказ считает незаконным. В отказе администрация Некрасовского муниципального района ссылается на принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, при этом не приводятся какие-либо доводы в пользу сохранения указанных земельных участков в категории земель сельскохозяйственного назначения.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований для отмены решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении требований Хрипина В.В., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным отказа администрации Некрасовского муниципального района во включении земельных участков заявителя в границы населенного пункта. Процедура по изменению границ населенных пунктов, предусмотренная ч.4 ст.4.1 ФЗ "О введении в действие градостроительного кодекса РФ", на которую ссылается заявитель, применялась до 31.12.2012 года, т.к. генеральный план сельского поселения Некрасовское на момент обращения Хрипина В.В. с заявлением, был утвержден, обжалуемый отказ администрации Некрасовского района не нарушает законных интересов и прав Хрипина В.В.
С указанным выводом, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и закону.
В соответствии с п.1.1 ст.4.1 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 года ... , может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Таким образом, с учетом того, что Генеральный план Некрасовского сельского поселения утвержден решением Муниципального Совета сельского поселения Некрасовское N от ДД.ММ.ГГГГ, возможность рассмотрения заявления Хрипина В.В. от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Генеральный План Некрасовского сельского поселения по процедуре предусмотренной ст.4.1 вышеуказанного Федерального закона, отсутствовала.
В силу п.4 ч.1 ст.8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ч.1 ст.84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии с ч.16 ст.24 ГрК РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
В силу ч.2 ст.24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний (ч.18 ст.24 ГрК РФ).
Согласно п.20 ч.1, ч.ч.3,4 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент подачи Хрипиным В.В. заявления, вопросы по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п.4.1.1 Положения о Комиссии по землепользованию и застройке сельских поселений Некрасовского муниципального района, утв. Постановлением Администрации Некрасовского муниципального района ЯО N0388 от 11.02.2015 г. Комиссия обеспечивает рассмотрение проектов предложений о внесении изменений в Правила и генеральные планы, подготавливаемых по инициативе органов местного самоуправления, граждан, их объединений, юридических лиц на этапе, предшествующем проведению публичных слушаний, а также в случае внесения изменений без проведения публичных слушаний.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Хрипин В.В. обратился к Главе Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области с заявлением-ходатайством о внесении изменений в Генеральный план Некрасовского сельского поселения, а именно об изменении категории принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов", а также об изменении вида разрешенного использования с "для организации крестьянско-фермерского хозяйства" на "для индивидуального жилищного строительства".
Указанное заявление было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии по землепользованию и застройке сельских поселений Некрасовского муниципального района, по результатам рассмотрения которого принято решение: "рекомендовать отказать Хрипину В.В. во включении земельных участков в границы населенных пунктов на основании п.2 ч.1 ст. 7 ЗК РФ". С учетом данного решения, Главой Некрасовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Хрипину А.А. было отказано во включении в границы населенного пункта принадлежащих ему земельных участков. При этом в качестве оснований для отказа указано, что основным принципом земельного законодательства является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, земли должны использоваться по установленном у для них целевому назначению и разрешенному использованию в соответствии с зонированием территорий.
По смыслу статьей 218, ч. 8,9,11 ст. 226 КАС РФ решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
В силу установленных обстоятельств, учитывая, что решение об отказе во включении земельных участков в границы населенного пункта принято в пределах компетенции главы администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, в соответствии с действующим законодательством, является мотивированным, выводы суда о законности оспариваемого отказа от ДД.ММ.ГГГГ и об отсутствии нарушения прав Хрипина В.В., являются правильными. Материальный закон судом не нарушен.
Ссылка в жалобе на разъяснения вопроса N5, содержащиеся в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2013 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014 г. не свидетельствует о неправильности принятого судом решения, поскольку выводы суда не противоречат данным разъяснениям.
Доводы жалобы о том, что основания для отказа во включение земельных участков в границы населенного пункта, предусмотренные законом (ст.83 ЗК РФ) отсутствуют, и Администрация Некрасовского муниципального района не представила каких-либо иных законных препятствий для изменения категории данных земельных участков, являются несостоятельными.
Какого-либо исчерпывающего перечня оснований для отказа во включении земельных участков в границы населенных пунктов Земельный кодекс РФ не содержит. Из материалов дела и письменного отзыва Администрации Некрасовского муниципального района в суде первой инстанции следует, что основанием для отказа явилось соблюдение приоритета земель сельскохозяйственного назначения перед землями иных категорий и необходимость сохранения сельскохозяйственных земель.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению правовой позиции заявителя, изложенной его представителем в суде первой инстанции.
Как следует из мотивировочной части решения, эти доводы судом проанализированы и им в решении дана соответствующая правовая оценка, выводы суда подробно и убедительно мотивированы. С данной судом правовой оценкой, применением при разрешении спора норм материального права, судебная коллегия соглашается.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что доводы жалобы не являются основанием к отмене решения суда, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 22 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Хрипина В.В. на указанное решение оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.