Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
Председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Карповой В.Н.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 01 октября 2015 года
апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия Чехошвили А.И. на решение Орджоникидзевского районного суда от 06 августа 2015 года, которым удовлетворен иск Мацнева И.С., Самодаровой Я.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Самодарова Д.И., к администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о признании членом семьи, об обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма путем строительства жилья по социальной норме.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия Чехошвили А.И., настаивавшей на доводах жалобы, истцов Мацнева И.С. и Самодаровой Я.А., представителя ответчика администрации Орджоникидзевского района Сидоренко Е.М., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мацнева И.С., Самодарова Я.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Самодарова Д.И., обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Орджоникидзевский район Республики Хакасия (далее - администрация Орджоникидзевского района), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии) о признании Мацнева И.С. членом семьи Самодаровой Я.А. и Самодарова Д.И., об обязании включить их в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, об обязании предоставить меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма путем строительства жилья по социальной норме. Требования мотивировали тем, что Мацнев И.С. и Самодарова Я.А. состоят в фактических брачных отношениях и имеют общего ребенка Самодарова Д.И. В результате произошедшей 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия чрезвычайной ситуации, сгорело жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Хакасия, "адрес", в котором истцы проживали. Однако администрацией Орджоникидзевского района им было отказано во включении в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара. Основанием к отказу послужило отсутствие муниципального жилья в муниципальном жилищном фонде. Отказ считают необоснованным, иного жилья они не имеют.
В судебном заседании истец Мацнев И.С. настаивал на иске.
Дело рассмотрено в отсутствие истицы Самодаровой Я.А., представителей ответчиков администрации Орджоникидзевского района, Минстроя Хакасии, третьих лиц Правительства Республики Хакасия, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым признал Мацнева И.С. членом семьи Самодаровой Я.А. и Самодарова Д.И.
Обязал администрацию Орджоникидзевского района включить Мацнева И.С., Самодарову Я.А. и Самодарова Д.И. в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия.
Обязал Минстрой Хакасии на основании вышеназванного списка предоставить Мацневу И.С., Самодаровой Я.А., Самодараву Д.И. взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, "адрес", меры социальной поддержки в виде предоставления (строительства) жилого помещения (жилого дома) общей площадью не менее 54 кв.м. по договору социального найма или найма специализированного жилого помещения.
С решением не согласен представитель ответчика Минстроя Хакасии Чехошвили А.И.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Приводя обстоятельства дела, указывает, что сгоревшее жилое помещение находилось в собственности ФИО14 и ФИО13, которые решением администрации Орджоникидзевского района включены в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования Орджоникидзевского района Республики Хакасия, с предоставлением меры социальной поддержки в виде строительства жилого помещения общей площадью 42 кв.м. Анализируя пп. "г" п. 4, п. 6 и п. 11 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года N 429, указывает, что меры поддержки осуществляются однократно в отношении одного жилого помещения. Названными Правилами предусмотрено предоставление жилых помещений по договору социального найма, но только в отношении утраченных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности или право собственности, на которые не зарегистрировано в установленном порядке. Учитывая, что сгоревшее жилое помещение находилось в частной собственности, собственникам предоставлена мера социальной поддержки в виде строительства жилого дома, предусмотренных Правилами оснований для предоставления мер социальной поддержки истцам не имелось.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы истица Самодарова Я.А., представитель ответчика администрации Орджоникидзевского района Попков А.В. выражают согласие с решением суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя иск в части признания Мацнева И.С. членом семьи Самодаровой Я.А. и Самодарова Д.И., суд первой инстанции исходил из того, что они совместно проживали, вели общее хозяйство, имеют совместного ребенка.
В указанной части решение сторонами не обжаловано и его законность в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегий не проверяется.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Самодарова Я.А. утратила арендованное жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, указанное жилье являлось для нее и членов ее семьи единственным, в связи с чем она имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления (строительства) жилого помещения (жилого дома) по договору социального найма или найма специализированного жилого помещения.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
В соответствии с абз. 7 п. 1 и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу абз. 7 ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Закона Республики Хакасия от 17 ноября 1998 года N 43 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Хакасия" граждане Российской Федерации на территории Республики Хакасия имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации на территории Республики Хакасия в соответствии с частью первой статьи 17 указанного Закона Республики Хакасия от 17 ноября 1998 года N 43, устанавливаются Правительством Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. "а" и пп. "г" п. 4 Правил предоставления указанных трансфертов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года N 429 (ред. от 16 июля 2015 года) трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, чьи права собственности на такие помещения зарегистрированы в установленном порядке, а также гражданам, имеющим документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие жилые помещения, постоянно проживавшим (имеющим постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, либо имеющим другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность; по предоставлению местным бюджетам средств на осуществление капитального ремонта поврежденного в результате пожаров жилья, находящегося в муниципальной собственности, и (или) строительства жилых домов взамен утраченных в результате пожаров жилых домов, которые находятся в муниципальной собственности или право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке.
Меры поддержки граждан осуществляются однократно в отношении одного жилого помещения (п. 11 Правил).
В соответствии с пп. "а" п. 4 Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2015 года N 241, меры поддержки предоставляются той же категории граждан, которая указана в пп. "а" п. 4 Правил, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории Республики Хакасия и приобретенного Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории Республики Хакасия и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность.
Согласно пп. "а" п. 19 Порядка основанием для отказа во включении в списки является несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пунктов 4 - 6 настоящего Порядка.
В результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия, полностью уничтожено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Собственниками указанного жилого помещения явились ФИО13 и ФИО14 (л.д.16), которые включены в список на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома 42 кв.м.
Судом установлено и не оспаривается истцами, что в названном доме они проживали на основании договора аренды, заключенного с собственником жилого помещения 29 ноября 2014 года.
Решением Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 19 мая 2015 года, установлено, что Мацнев И.С., Самодарова Я.А. и Самодаров Д.И. признаны постоянно проживавшими по адресу "адрес" и пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - пожара, произошедшего на территории муниципального образования (л.д. 8-9).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, сослался на п.6 Правил, в соответствии с которым меры поддержки граждан, не являющихся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таких помещениях либо признанных в судебном порядке постоянно проживающими в указанных жилых помещениях, осуществляются по договорам социального найма или найма специализированного жилого помещения.
Однако данные положения подлежат применению с учетом требований подп. "г" п. 4 Правил, устанавливающего предоставление средств на осуществление капитального ремонта поврежденного в результате пожаров жилья, находящегося в муниципальной собственности, и (или) строительства жилых домов взамен утраченных в результате пожаров жилых домов, которые находятся в муниципальной собственности или право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке.
Учитывая, что утраченное жилое помещение находилось в собственности ФИО13 и ФИО14, которым предоставлены меры социальной поддержки в виде строительства жилого помещения, истцы не вправе претендовать на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления (строительства) жилого помещения по договору социального найма или найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска в указанной части, у суда первой инстанции не имелось.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в части обязания администрации Орджоникидзевского района включить Мацнева И.С., Самодарову Я.А. и Самодарова Д.И. в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия, а также обязания Минстроя Хакасии на основании вышеназванного списка предоставить Мацневу И.С., Самодаровой Я.А., Самодараву Д.И. взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, "адрес", меры социальной поддержки в виде предоставления (строительства) жилого помещения (жилого дома) общей площадью не менее 54 кв.м. по договору социального найма или найма специализированного жилого помещения, отменить и принять новое, которым в удовлетворении иска отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда от 06 августа 2015 года в части требований об обязании администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия включить Мацнева И.С., Самодарову Я.А., Самодарова Д.И. в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории "адрес" Республики Хакасия, обязании Минстроя Хакасии на основании вышеназванного списка предоставить Мацнева И.С., Самодаровой Я.А., Самодарову Д.И. взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, "адрес", меры социальной поддержки в виде предоставления (строительства) жилого помещения (жилого дома) общей площадью не менее 54 кв.м. по договору социального найма или найма специализированного жилого помещения, отменить и принять новое, которым в удовлетворении иска отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.М. Капустина
В.Н. Карпова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.