Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе
председательствующего Топоева А.С.,
судей Карповой В.Н., Капустиной Т.М.,
при секретаре Кольчиковой Л.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 октября 2015 года
апелляционную жалобу представителя ответчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия Чехошвили А.И. на решение Орджоникидзевского районного суда от 07 августа 2015 года, которым удовлетворены исковые требования Стаценко Е. Е., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Сукачевой А. К., к Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия об обязании включения в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, и обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Карповой В.Н., пояснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия Чехошвили А.И., истца Стаценко Е.Е., представителя Администрации Орджоникидзевского района Сидоренко Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стаценко Е.Е., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Сукачевой А.К., обратилась в суд с иском к Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия об обязании включения в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, и обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма. В обоснование своих требований истец указала, что в жилом помещении по адресу: "адрес", она проживала со своей несовершеннолетней дочерью и бабушкой ФИО1 Дом принадлежал на праве собственности ее дяде - ФИО2 Домовладение, в котором они проживали, оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, сложившейся 12 апреля 2015 года вследствие пожара, произошедшего на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия. В результате стихийного бедствия указанное жилое помещение было полностью уничтожено. Иного жилого помещения истцы не имеют. Во включении в списки граждан, нуждающихся в предоставлении мер социальной поддержки в виде строительства жилого помещения было отказано по причине отсутствия жилья в муниципальном жилищном фонде. Истец полагает, что она и ее несовершеннолетняя дочь имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма площадью N кв.м. и просит обязать Администрацию Орджоникидзевского района включить ее в списки граждан, лишившихся жилых помещений в результате ЧС и предоставить жилое помещение по договору социального найма, обязать Министерство строительства и ЖКХ Республики Хакасия построить жилое помещение площадью не менее N кв.м.
В судебном заседании истец Стаценко Е.Е., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Сукачевой А.К., исковые требования поддержала, пояснив, что в указанном жилом помещении постоянно проживала с малолетней дочерью Сукачевой А.К. с разрешения собственника ФИО2, которому в настоящее время строится жилье взамен утраченного, но на вселение истца и ее дочери он согласия не дает.
Дело на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Министерства строительства и жилищно-коммунального строительства Республики Хакасия, а также представителей третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований - Правительства Республики Хакасия, Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия, Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия.
Суд постановил решение, которым исковые требования Стаценко Е.Е., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Сукачевой А.К. удовлетворил.
Обязал Администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия включить Стаценко Е.Е., Сукачеву А.К. в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия.
Обязал Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на основании вышеназванного списка предоставить Стаценко Е.Е., Сукачевой А.К. взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", меры социальной поддержки в виде предоставления (строительства) жилого помещения (жилого дома) общей площадью по социальной норме в размере не менее N кв. метра, которые осуществляются по договору социального найма или найма специализированного жилого помещения.
С решением не согласна представитель ответчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия Чехошвили А.И.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять новое. В обоснование своих требований указывает, что решением Орджоникидзевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО2 является собственником утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", и ему предоставлено право на меру социальной поддержки в виде строительства жилого помещения площадью не менее N кв.м. Ссылаясь на действующее законодательство, настаивает на том, что меры социальной поддержки могут предоставляться однократно в отношении одного жилого помещения. Местным бюджетам предоставляются трансферты в соответствии с пп. "г" п.4 Правил предоставления трансфертов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 429 от 30.04.2015, на строительство жилых домов взамен утраченных в результате пожаров жилых домов, которые находятся в муниципальной собственности или право собственности, на которые не зарегистрировано в установленном порядке. Жилой дом по адресу: "адрес" имеет собственника, в связи с чем исковые требования Стаценко Е.Е. не подлежат удовлетворению.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Стаценко Е.Е. и Глава Администрации Орджоникидзевского района Попков А.В. выразили согласие с решением суда.
Выслушав явившихся лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с абз. 7 п. 1 и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 года N 429 утвержден объем трансфертов бюджету Республики Хакасия на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия, а также утверждены Правила предоставления указанных трансфертов (далее - Правила).
Согласно пп. "а" п.4 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 года N 429 (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.07.2015 N 709) трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, чьи права собственности на такие помещения зарегистрированы в установленном порядке, а также гражданам, имеющим документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие жилые помещения, постоянно проживавшим (имеющим постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, либо имеющим другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность.
Истец Стаценко Е.Е. зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес"
Как следует из материалов дела, справкой о соответствии адреса, выданной главой "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, адреса: "адрес" установлены на один и тот же объект - дом по "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты".
Справкой ГУ МЧС России по РХ подтверждено, что 12.04.2015 по указанному адресу произошел пожар.
Решением Орджоникидзевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что, жилое помещение по адресу: "адрес" принадлежало на праве собственности ФИО2, и он включен в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Республики Хакасия.
На основании списка ФИО2 и ФИО1 предоставлены меры социальной поддержки в виде строительства жилья площадью "данные изъяты" кв.м.
Согласно п.11 Постановления Правительства РФ от 30.04.2015 N 429 (ред. от 16.07.2015) меры поддержки граждан осуществляются однократно в отношении одного жилого помещения.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 N 241 (ред. от 27.07.2015) "Об осуществлении мероприятий по ликвидации последствий пожаров, произошедших в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия" (вместе с "Порядком реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия" к членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, находящиеся под опекой (попечительством), находящиеся на воспитании в приемных семьях), родители и усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина, если они вселены в утраченное жилье гражданином в качестве членов его семьи.
Решением суда от 03.06.2015, вступившим в законную силу, установлено, что Стаценко Е.Е. и Сукачева А.К. не являются членами семьи ФИО2
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Стаценко Е.Е., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Сукачевой А.К., сослался на п.6 Правил, в соответствии с которым меры поддержки граждан, не являющихся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таких помещениях либо признанных в судебном порядке постоянно проживающими в указанных жилых помещениях, осуществляются по договорам социального найма или найма специализированного жилого помещения.
Однако данные положения подлежат применению с учетом требований подп. "г" п. 4 Правил, устанавливающего предоставление средств на осуществление капитального ремонта поврежденного в результате пожаров жилья, находящегося в муниципальной собственности, и (или) строительства жилых домов взамен утраченных в результате пожаров жилых домов, которые находятся в муниципальной собственности или право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке.
Жилой дом по адресу: "адрес", утраченный в результате пожара, принадлежал на праве собственности ФИО2, получившему меры социальной поддержки в виде строительства жилья. В соответствии с законом меры социальной поддержки гражданам предоставляются однократно в отношении одного жилого помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии правовых основания для предоставления Стаценко Е.Е. и Сукачевой А.К. мер социальной поддержки в виде строительства жилого помещения с последующим предоставлением его истцам по договору социального найма.
Выводы суда первой инстанции в этой части основаны на неверном применении норм материального права, в связи с чем решение в обжалуемой части подлежит отмене с отказом в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь п.2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда от 07.08.2015 по настоящему делу отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Стаценко Е. Е., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Сукачевой А. К., к Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия об обязании включить в список в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и не подлежащих восстановлению, обязании построить жилое помещение взамен утраченного жилья по договору социального найма отказать.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи: В.Н.Карпова
Т.М.Капустина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.