Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
Председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Пархомович Г.П.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 06 октября 2015 года
апелляционную жалобу истцов Яковлева И.В., Яковлевой Е.В., Покачакова С.А. на решение Бейского районного суда от 07 сентября 2015 года, которым отказано в удовлетворении их иска к администрации Бейского района Республики Хакасия, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия об обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения истцов Яковлева И.В., Покачакова С.А., третьего лица Байрамова Ф.Г., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яковлев И.В., Яковлева Е.В., Покачаков С.А. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Бейского район Республики Хакасия (далее - администрация Бейского района), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии) об обязании включить их в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, об обязании предоставить меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения площадью 54 кв.м. Требования мотивировали тем, что в результате произошедшей 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия чрезвычайной ситуации - пожара сгорело жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в котором проживали истцы. Названное жилье было приобретено Байрамовым Ф.Г. у ФИО7 за 25 000 руб., однако документы в установленном порядке оформлены не были. В дальнейшем с согласия Байрамова Ф.Г. в дом были вселены истцы, которые имели намерения его приобрести. Поскольку иного жилья в собственности истцы не имеют, то считают, что имеют право на предоставление меры социальной поддержки в виде строительства жилого помещения площадью 54 кв.м.
Определением Бейского районного суда от 07 сентября 2015 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Управление Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия, Правительство Республики Хакасия, произведена замена ненадлежащего третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Алтайского филиала ГУП РХ "УТИ" на надлежащего - ГУП РХ "УТИ".
В судебном заседании истцы Яковлев И.В., Яковлева Е.В., Покачаков С.А. настаивала на иске. Пояснили, что приобрели сгоревший в результате пожара дом у Байрамова Ф.Г., у которого работали длительное время, но документы надлежащим образом не оформили.
Представитель ответчика администрации Бейского района Зайцева Ю.А. против удовлетворения исковых требований не возражала.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Бирюкова П.Ф. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Байрамов Ф.Г. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика Минстроя Хакасии и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Новоенисейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, ГУП РХ "УТИ", Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия, Правительства Республики Хакасия.
Суд постановил вышеприведенное решение, с которым не согласны истцы Яковлев И.В., Яковлева Е.В., Покачаков С.А.
В апелляционной жалобе они просят решение суда отменить и принять новое, удовлетворив иск. Приводя обстоятельства дела и ссылаясь на ст. 40 Конституции Российской Федерации настаивают на том, что имеют право на меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома с последующей его передачей в собственность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с абз. 7 п. 1 и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу абз. 7 ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Закона Республики Хакасия от 17 ноября 1998 года N 43 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Хакасия" граждане Российской Федерации на территории Республики Хакасия имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации на территории Республики Хакасия в соответствии с частью первой статьи 17 указанного Закона Республики Хакасия от 17 ноября 1998 года N 43, устанавливаются Правительством Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. "а" и пп. "г" п. 4 Правил предоставления указанных трансфертов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года N 429 (ред. от 16 июля 2015 года) трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, чьи права собственности на такие помещения зарегистрированы в установленном порядке, а также гражданам, имеющим документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие жилые помещения, постоянно проживавшим (имеющим постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, либо имеющим другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность; по предоставлению местным бюджетам средств на осуществление капитального ремонта поврежденного в результате пожаров жилья, находящегося в муниципальной собственности, и (или) строительства жилых домов взамен утраченных в результате пожаров жилых домов, которые находятся в муниципальной собственности или право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке.
Меры поддержки граждан осуществляются однократно в отношении одного жилого помещения (п. 11 Правил).
В соответствии с пп. "а" п. 4 Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ N 241, меры поддержки предоставляются той же категории граждан, которая указана в пп. "а" п. 4 Правил, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории Республики Хакасия и приобретенного Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории Республики Хакасия и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность.
Согласно пп. "а" п. 19 Порядка основанием для отказа во включении в списки является несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пунктов 4 - 6 настоящего Порядка.
В результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года на территории "адрес" Республики Хакасия, полностью утрачено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Право собственности на указанный дом ни за кем не зарегистрировано.
Согласно выписке из похозяйственной книги, утраченный дом ни за кем не числится, в нем никто не был зарегистрирован.
Судом установлено, что утраченный дом ранее находился в собственности у Бирюкова П.В., который умер в 2005 году. Его сын (наследник) продал спорный дом Байрамову Ф.Г., который право собственности не оформил.
Из материалов дела видно, что Байрамов Ф.Г. зарегистрирован в "адрес" ( л.д.10).
На день ЧС в спорном доме проживали истцы Яковлев И.В., Яковлева Е.В., Покачаков С.А., вселившиеся с согласия Байрамова Ф.Г.
Как установлено судом, ни Байрамов Ф.Г, ни семья умершего Бирюкова П.В. на спорный дом не претендуют.
Яковлев И.В. и Яковлева Е.В. зарегистрированы в "адрес"( л.д.4,6). Данных о регистрации истца Покачакова С.А. в материалах дела не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истцы собственниками утраченного жилого помещения не являются, в указном доме не зарегистрированы, и обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы жалобы выводов суда не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бейского районного суда от 07 сентября 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истцов Яковлева И.В., Яковлевой Е.В., Покачакова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.М. Капустина
Г.П. Пархомович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.