Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
Председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Пархомович Г.П.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 06 октября 2015 года
апелляционную жалобу истицы Чекутовой В.И. на решение Усть-Абаканского районного суда от 19 июня 2015 года, которым отказано в удовлетворении ее иска к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия об обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, обязании предоставить меру социальной поддержки в виде строительства жилого дома по социальной норме.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения представителя ответчика администрации Усть-Абаканского района Тодозакова В.П., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чекутова В.И. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии), администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - администрация Усть-Абаканского района) об обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, обязании предоставить меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома. Требования мотивировала тем, что постоянно проживала в домовладении, расположенном по адресу: "адрес", которое оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, сложившейся 12 апреля 2015 года. Вследствие пожара, произошедшего на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия, полностью утрачено указанное жилое помещение. Она обратилась в администрацию Усть-Абаканского района с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома по социальной норме, в предоставлении которых ей было отказано, так как она не является собственником утраченного жилья. Отказ считает незаконным.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены - Правительство Республики Хакасия, Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Управление федеральной миграционной службы по Республике Хакасия, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Усть-Бюрского сельсовета, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, ГУП РХ "УТИ" в лице в Усть-Абаканского филиала.
В судебном заседании истица Чекутова В.И. иск поддержала.
Представитель ответчика администрации Усть-Абаканского района Иванова Ю.А. не возражала против удовлетворения требований истицы.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Минстроя Хакасии, Правительства Республики Хакасия, Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Управления федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Усть-Бюрского сельсовета, ГУП РХ "УТИ" в лице в Усть-Абаканского филиала.
Суд постановил вышеприведенное решение, с которым не согласна истица Чекутова В.И.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить и принять новое, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Приводя обстоятельства дела и анализируя Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года N 429, настаивает на том, что имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого помещения, поскольку она постоянно проживала в утраченном жилье, которое являлось для нее единственным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с абз. 7 п. 1 и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу абз. 7 ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Закона Республики Хакасия от 17 ноября 1998 года N 43 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Хакасия" граждане Российской Федерации на территории Республики Хакасия имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации на территории Республики Хакасия в соответствии с частью первой статьи 17 указанного Закона Республики Хакасия от 17 ноября 1998 года N 43, устанавливаются Правительством Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. "а" и пп. "г" п. 4 Правил предоставления указанных трансфертов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года N 429 (ред. от 16 июля 2015 года) трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, чьи права собственности на такие помещения зарегистрированы в установленном порядке, а также гражданам, имеющим документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие жилые помещения, постоянно проживавшим (имеющим постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, либо имеющим другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность; по предоставлению местным бюджетам средств на осуществление капитального ремонта поврежденного в результате пожаров жилья, находящегося в муниципальной собственности, и (или) строительства жилых домов взамен утраченных в результате пожаров жилых домов, которые находятся в муниципальной собственности или право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке.
Меры поддержки граждан осуществляются однократно в отношении одного жилого помещения (п. 11 Правил).
В соответствии с пп. "а" п. 4 Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2015 года N 241, меры поддержки предоставляются той же категории граждан, которая указана в пп. "а" п. 4 Правил, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории Республики Хакасия и приобретенного Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории Республики Хакасия и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность.
Согласно пп. "а" п. 19 Порядка основанием для отказа во включении в списки является несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пунктов 4 - 6 настоящего Порядка.
В результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия, полностью утрачено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Как видно из материалов дела, ФИО8 в утраченном жилом помещении проживала с 29 июля 1994 года по 12 апреля 2015года (л.д.13,15-21).
В подтверждение своих доводов о том, что имеет право на меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома, Чекутова В.И. представила свидетельство о регистрации права собственности от 05 октября 2010 года на утраченное жилье ( л.д.56).
Между тем, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними собственниками утраченного жилого помещения с 20 февраля 2013 года в праве общей долевой собственности по 1/6 доли являются: ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО11, ФИО13( л.д.57), которые включены в список граждан на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения в собственность общей площадью 72 кв.м.( л.д.57). Собственникам предоставлена мера социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного.
Как видно из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Чекутова В.И. жилого помещения на праве собственности не имеет.
Учитывая, что Чекутова В.И. не является собственником утраченного жилого помещения и не относится к членам семьи собственника, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку направлены на иное толкование действующего законодательства, а также иную оценку собранных по делу доказательств, оценка которым в решении суда дана.
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Абаканского районного суда от 19 июня 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истицы Чекутовой В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.М. Капустина
Г.П. Пархомович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.