Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.Е.,
судей областного суда Хасановой М.М., Сорокиной О.А.,
при секретаре А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области
на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 14 июля 2015 года
по иску Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Приволжский район" Астраханской области об обязании обеспечить выполнение санитарных правил по определению на территории муниципального района участков размещения и устройства снежных "сухих" свалок и направлению их для этого на согласование в территориальные органы Роспотребнадзора,
УСТАНОВИЛА:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском к администрации МО "Приволжский район" Астраханской области, указав, что в ходе проверки исполнения требований природоохранного законодательства в январе 2015 года было установлено, что администрацией МО "Приволжский район" Астраханской области не соблюдается в полной мере требования, предъявляемые по сбору и вывозу отходов и мусора с территории муниципального района. Результаты проверки свидетельствуют, что, несмотря на выпадение осадков в виде снега, по данным органов Роспотребнадзора администрацией МО "Приволжский район" Астраханской области не приняты меры по организации деятельности по регулярному сбору и быстрому удалению с территории муниципального района отходов в виде загрязненного снега. Соответствующего заявления в управление Роспотребнадзора по Астраханской области либо его территориальные органы о согласовании участков размещения и устройства снежных "сухих" свалок в пределах Приволжского района Астраханской области на осенне-зимний период 2015 года не направлено. Отсутствие согласованных в установленном законом порядке участков размещения и устройства снежных "сухих" свалок с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду, может привести к скоплению на улицах поселений и районного центра загрязненного снега и, как следствие, к загрязнению и засорению территории муниципального образования отходами. По результатам проверки в адрес главы администрации МО "Приволжский район" Астраханской области В. внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды N--- от --- года. Согласно поступившему --- в прокуратуру ответу администрации МО "Приволжский район" Астраханской области N--- от --- года, в удовлетворении указанного представления было отказано. Данный отказ был мотивирован заключенным с ООО ПКФ "---" договором N--- от --- со сроком действия до --- года, согласно которому указанной организации поручено выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию дорог МО "Приволжский район" Астраханской области. Вместе с тем заключением данного договора не будет в полной мере обеспечено выполнение ответчиком возложенных на нее Законом полномочий по организации на всей территории муниципального района, включая поселения, сбора и вывоза отходов, в том числе отходов загрязненного снега. ООО ПКФ "---" в рамках договора проводилась работа лишь по очистке проезжей части муниципальных дорог от снега без его последующего вывоза, что свидетельствует о непринятии ответчиком мер по организации надлежащего сбора и вывоза отходов с территории муниципального образования. В результате невыполнения ответчиком обязанности по организации регулярного сбора и вывоза отходов загрязненного снега в согласованные с органами Роспотребнадзора места размещения снежных "сухих" свалок создается опасность загрязнения территории МО отходами, ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, в связи с чем прокурор просил суд обязать администрацию МО "Приволжский район" Астраханской области обеспечить выполнение санитарных правил по определению на территории муниципального района участков размещения и устройства снежных "сухих" свалок с направлением на согласование в территориальные органы Роспотребнадзора таких участков размещения и устройства снежных "сухих" свалок.
В судебном заседании прокурор Сулейманова Э.Н. заявленные прокурором требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Карамышева Р.М. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что нарушений законодательства не допускается. Во исполнение обязанностей, возложенных на ответчика законодательством, с ООО ПКФ "---" был заключен договор на выполнение работ по содержанию дорог муниципального образования, согласно которому она выполняет работы по содержанию и техническому обслуживанию дорог в т.ч. сбор и вывоз сухого мусора с дальнейшей утилизацией или вывозом в специальные места складирования.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 113 ГПК РФ извещен надлежаще, причины неявки не сообщил, возражений не представил.
Решением решение Приволжского районного суда Астраханской области от 14 июля 2015 года требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрации МО "Приволжский район" Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда, изложенные в решении суда не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что решение суда вынесено с нарушением процессуальных и материальных норм.
На заседание судебной коллегии не явились представители участвующих в деле лиц, учитывая их надлежащее извещение, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, выслушав прокурора Завадину О.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Астраханским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства в январе 2015 года администрацией МО "Приволжский район" Астраханской области. Установлено, что несмотря на выпадение осадков в виде снега, по данным органов Роспотребнадзора администрацией МО "Приволжский район" Астраханской области не приняты меры по организации деятельности по регулярному сбору и быстрому удалению с территории муниципального района отходов в виде загрязненного снега.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
В силу статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, отвал горных пород и другое) (статья 1).
Согласно статье 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 4.11 СанПиН 42-128-4690-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" все средства борьбы с гололедом и участки размещения и устройства снежных "сухих" свалок необходимо согласовывать с районными санэпидстанциями, с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду.
Кроме того, размещение и устройство участков, предназначенных для снежных "сухих" свалок необходимо определять в соответствии с Земельным и градостроительным законодательством.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что органом местного самоуправления не представлено доказательств, подтверждающих исполнение им требований действующего законодательства. Заключение с ООО ПКФ "---" договора N--- от --- (со сроком действия до --- года) о содержании и техническом обслуживании дорог МО "Приволжский район" Астраханской области не является доказательством организации сбора, вывоза сухого мусора, его утилизации. Доказательств согласования участков размещения и устройства снежных "сухих" свалок на территории муниципального района на осенне- зимний период 2015 года также не представлено.
Поскольку к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза сухого мусора, суд пришел к правильному выводу об обязании администрации МО обеспечить выполнение санитарных правил по определению на территории муниципального района участков размещения и устройства снежных свалок.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не являются основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда Астраханской области от 14 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Приволжский район" Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.