Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
Председательствующего Баранова Г.В.
судей областного суда Стёпина А.Б., Хасановой М.М.
при секретаре Л. А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хасановой М.М. дело по апелляционной жалобе представителя Беркалиевой Н.Ж. - Кошмарева С.Ю. на решение " ... " районного суда Астраханской области от "Дата" по заявлению Беркалиевой Н.Ж. о признании недействующим Решения Совета муниципального образования " ... " от "Дата" N о преобразовании муниципального образования
УСТАНОВИЛА:
Беркалиева Н.Ж. обратилась в суд с заявлением об оспаривании нормативного правого акта - решения Совета муниципального образования " ... " " ... " района Астраханской области N от "Дата", просила признать его недействующим со дня его принятия, указав, что Советом муниципального образования " ... " района Астраханской области "Дата" принято решение N "О преобразовании муниципального образования " ... ", входящего в состав муниципального образования " ... ", путем объединения с муниципальными образованиями " ... ", входящими в состав муниципального образования " ... ". Указанное решение опубликовано на сайте муниципального образования " ... " в сети Интернет "Дата".
Заявитель полагает, что вопрос преобразования муниципального образования " ... " района Астраханской области одобрен Советом муниципального образования " ... " в нарушение требований законодательства о местном референдуме, поскольку согласно Уставу муниципального образования " ... " вопрос о преобразовании муниципального образования должен разрешаться путем проведения референдума.
Таким образом, заявитель считает, что оспариваемое решение Совета нарушает ее права и свободы, поскольку лишает права на участие в референдуме для решения вопроса о преобразовании муниципального образования.
Решением " ... " районного суда Астраханской области от "Дата" в удовлетворении заявленных требований Беркалиевой Н.Ж. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Беркалиевой Н.Ж. - Кошмарева С.Ю. ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку судом неверно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, не верно применен закон к спорным правоотношениям, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют доводам Беркалиевой Н.Ж. и обстоятельствам дела.
На заседание судебной коллегии Беркалиева Н.Ж., ее представитель Кошмарев С.Ю., представитель Совета муниципального образования " ... " не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
С учетом изложенного, а также положений статьи 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, объяснения прокурора Дюйсембеевой Э.М., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Советом муниципального образования " ... " района Астраханской области "Дата" принято решение N "О преобразовании муниципального образования " ... ", входящего в состав муниципального образования " ... ", путем объединения с муниципальными образованиями " ... ", входящими в состав муниципального образования " ... ".
Заявитель Беркалиева Н.Ж. полагает, что оспариваемое решение Совета муниципального образования " ... " принято с нарушением действующего законодательства, поскольку вопрос о преобразовании муниципального образования должен разрешаться путем проведения референдума.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд пришел к выводу, что оспариваемое решение Совета муниципального образования " ... " не нарушает права заявителя, а принятие решения по итогам проведенных публичных слушаний соответствует требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, основанными на положениях действующего законодательства и совокупности исследованных доказательств.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В силу статьи 3 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления; осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преобразованием муниципальных образований является в том числе объединение муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.
В силу статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
Вопросы о преобразовании муниципального образования выносяться на публичные слушания.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Уставом муниципального образования " ... " определено, что вопросы преобразования муниципального образования должны выноситься на публичные слушания (пункт 4 части 2 статьи 39).
Порядок проведения публичных слушаний установлен Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании " ... ", утвержденным решением Совета муниципального образования " ... " от "Дата" N и определяет публичные слушания как форму информирования и выявления мнения граждан по обсуждаемым проблемам в процессе разработки, принятия, исполнения муниципальных нормативных правовых актов по вопросам местного значения и обсуждение проектов муниципальных правовых актов с участием жителей муниципального образования " ... " (п. 1.2). По итогам слушаний могут быть приняты рекомендации, утверждаемые Советом (п.2.14).
Из материалов дела следует, что по инициативе Совета муниципального образования " ... ", выраженном в решении от "Дата", "Дата" проведены публичные слушания по вопросу преобразования муниципального образования " ... " путем объединения с муниципальными образованиями " ... ".
Проведения публичных слушаний подтверждается протоколом от "Дата" N1, из которого следует, что на публичных слушаниях присутствовало 289 человек, из них 284 человека с правом голосования. В ходе слушаний за преобразование муниципального образования " ... " путем объединения с муниципальными образованиями " ... " проголосовал 131 человек, против объединения - 147 человек, воздержалось - 6 человек. По итогам проведения публичных слушаний принято решение о признании нецелесообразной инициативу о преобразовании муниципального образования " ... ", входящего в состав муниципального образования " ... ", путём его объединения с муниципальными образованиями.
"Дата" Советом муниципального образования " ... " принято решение N, которым в целях социально-экономического развития муниципалитета, оптимизации управленческого аппарата органов местного самоуправления одобрена инициатива о преобразовании муниципального образования " ... ", входящего в состав муниципального образования " ... ", путем объединения с муниципальными образованиями " ... ", входящими в состав муниципального образования " ... ". Решение принято большинством голосов депутатов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд пришел к правильному выводу о том, что результаты публичных слушаний имеют рекомендательный характер при решении вопроса о преобразовании муниципального образования, в связи с чем не порождают нарушение чьих-либо прав и интересов, в том числе и заявителя.
Оспариваемое решение Совета муниципального образования " ... " района Астраханской области от "Дата" не противоречит требованиям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принято представительным органом муниципального образования в пределах компетенции, в соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом результатов проведенных публичных слушаний.
Таким образом, районный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии нарушений прав заявителя оспариваемым решением Совета муниципального образования " ... ", поскольку Беркалиева Н.Ж. принимала участие в публичных слушаниях, участвовала в голосовании, выразила свое несогласие на преобразование муниципалитетов. Таким образом, реализовала свои права в полной мере.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии оспариваемого решения Совета Уставу муниципального образования " ... " в части
отсутствия согласия населения муниципального образования на его преобразование вне зависимости от факта проведения публичных слушаний путём проведения голосования, не основаны на нормах действующего законодательства.
В силу статьи 34 Устава муниципального образования " ... " решение о назначении местного референдума принимается Советом муниципального образования по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, оформляется и реализуется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Астраханской области "О референдуме Астраханской области".
В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.
Статьей 12 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для проведения референдума.
Из положений статьи 22 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что условием назначения местного референдума по инициативе граждан, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.
Порядок реализации инициативы проведения референдума регламентирован статьей 7 Закона Астраханской области "О референдуме Астраханской области" и предусматривает обращение инициативной группы по проведению референдума с надлежаще оформленным ходатайством о регистрации группы в избирательную комиссию Астраханской области, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. К протоколу прилагается список участников собрания, с указанием даты и места проведения собрания, количества участников собрания, повестка собрания, формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум, решение о выдвижении инициативы проведения референдума, о назначении уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, в том числе по финансовым вопросам.
Избирательная комиссия " ... " в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, настоящего Закона - о направлении их в Думу; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума.
Таким образом, исходя из анализа указанных положений действующего законодательства Российской Федерации и Астраханской области, с учетом Устава муниципального образования " ... ", возможности голосования (проведения референдума) по вопросу преобразования муниципального образования обуславливается необходимостью проведения ряда мероприятий, в том числе сбор подписей, надлежащее оформление ходатайства о проведении референдума, обращение в избирательную комиссию.
Из установленных районным судом обстоятельств следует, что при обращении инициативной группы в Совет муниципального образования " ... " вышеуказанные требования законодательства не исполнены.
Наличие обращения в Совет муниципального образования " ... " не порождает обязанность представительного органа самостоятельно решить вопрос о назначении референдума, поскольку процедура разрешения вопроса о назначении референдума не соблюдена.
Таким образом, вопреки доводов жалобы не имеется противоречий между оспариваемым решением Совета и Уставом муниципального образования " ... ". Районный суд в полной мере указал основания, в силу которых не усмотрел нарушений в действиях Совет муниципального образования " ... " в части непринятия мер для назначения референдума по вопросу преобразования муниципального образования.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, не усматривается.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение " ... " районного суда Астраханской области от "Дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Беркалиевой Н.Ж. - Кошмарева С.Ю. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.