Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
Председательствующего Баранова Г.В.
судей областного суда Стёпина А.Б., Хасановой М.М.
при секретаре Л.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Хасановой М.М. дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы исполнения наказания по Астраханской области, Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N7" на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 28 июля 2015 года по заявлению прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства
УСТАНОВИЛА:
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Астраханской области обратился в суд с заявлением об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, указав в обоснование, что по результатам проведенной проверки в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области выявлены нарушения уголовно-исполнительного
законодательства в части условий отбывания наказания, в том числе на участке колонии-поселения при ФКУ ЛИУ-7, в связи с этим просил: оборудовать помещение участка колонии-поселения комнатой хранения вещей повседневного пользования, постирочной, сушилкой, гардеробной, кладовой для хранения подменного фонда, комнатой быта; оборудовать помещение для длительных свиданий участка колонии-поселения кухней, санузлом, душевой, комнатой младшего инспектора по проведению свиданий, централизованным
водоснабжением, канализацией и теплоснабжением, оборудовать стены, потолки комнат длительных свиданий, техническими средствами охраны и надзора, входную дверь в помещение для проведения длительных свиданий и окна оборудовать охранными извещателями, а также оборудовать помещение устройством связи с оперативным дежурным; провести ремонт в комнатах для длительных свиданий участка колонии-поселения при ФКУ ЛИУ-7, помещения в целом с оборудованием систем централизованного водоснабжения, канализации и теплоснабжения, а также оснащение данных помещений инвентарем, в соответствии с требованиями Приказа Федеральной службы исполнения наказаний N от 27 июля 2006 года одним полумягким стулом, тумбой под телевизор и телевизором, холодильником, прибором для воды, репродуктором, бачком для мусора и пищевых отходов, корзиной для мусора; оборудовать камеры N ШИЗО-ПКТ приточной вентиляцией с механическим побуждением, форточками (фрамугами), открывающимися вовнутрь, дежурным (ночным) освещением; оборудовать камеру N ШИЗО- ПКТ унитазом и раковиной; провести ремонт в
камерах N ШИЗО- ПКТ санитарных приборов (унитазов); оборудовать в камерах N ШИЗО-ПКТ слив воды в чашки Генуя; провести в камерах N ШИЗО-ПТК ремонт; провести ремонт помещения душевой и предбанника в помещении ШИЗО-ПКТ, а также ремонт неисправных душевых леек.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 28 июля 2015 года требования прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Астраханской области удовлетворены.
В апелляционных жалобах Управление Федеральной службы исполнения наказания по Астраханской области, Федеральное казенное учреждение "Лечебное исправительное учреждение N7" просят решение суда отменить, поскольку судом неправильно определен круг лиц в рамках рассматриваемого дела, к участию в деле не привлечено УФСИН России по Астраханской области, являющийся главным распорядителем бюджетных средств. Таким образом, суд неправомерно принял решение по правам и обязанностям лиц, не привлеченных к участию в деле.
На заседание судебной коллегии представитель ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав докладчика, объяснения представителя УФСИН России по Астраханской области М. поддержавшего доводы жалобы, прокурора Д., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, и, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного решения ввиду нарушений норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к указанным лицам относится и прокурор.
Из материалов дела следует, что требования прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц заявлены к ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области, как к учреждению, в функции которого входит исполнение наказания осужденными. При этом, заявленные требования связаны с осуществлением мероприятий, направленных на улучшение материально- технического оснащения учреждения, в том числе производством ремонтно- строительных работ, приобретением дополнительного оборудования. Таким образом, реализация указанных мероприятий возможна при наличии надлежащего финансирования.
В части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер
использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на ФКУ ЛИУ-7 обязанности произвести мероприятия, связанные с необходимостью дополнительного финансирования, районный суд не проверил полномочия указанного учреждения по решению вопросов по материально-техническому обеспечению и осуществлению ремонтно-строительных работ.
Исходя из положений статьи 5 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Согласно статье 7 вышеуказанного закона территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство
подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2014 года N1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В связи с тем, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе У ФСИН России по Астраханской области.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2014 года N1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Согласно уставу ФКУ ЛИУ-7 У ФСИН России по Астраханской области У ФСИН России по Астраханской области доводит бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств до получателя - ФКУ ЛИУ-7.
Таким образом, на территории Астраханской области функции главного распорядителя денежных средств, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее полномочий, осуществляет УФСИН России по Астраханской области.
При разрешении спора судом первой инстанции вышеизложенное учтено не были, что повлекло нарушение прав и обязательств лиц, не привлеченных к участию деле.
Таким образом, судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционных жалоб в части нарушения прав УФСИН России по Астраханской области, не привлеченного к участию в деле.
При новом рассмотрении дела районному суду следует установить круг лиц, права которых затрагиваются заявленными требованиями, и решить вопрос о привлечении их к участию в деле.
Поскольку решение районного суда подлежит безусловной отмене, иные доводы апелляционных жалоб не являюсь предметом рассмотрения судебной коллегии.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камызякского районного суда Астраханской области от 28 июля 2015 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.