Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г.В.,
судей областного суда: Степина А.Б., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Бабушкиной Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе филиала Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 12 августа 2015 года по заявлению Галстяна Вираба Рубиковича о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Астраханской области" в государственной регистрации права общедолевой собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛА:
Галстян В.Р. обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Астраханской области" в государственной регистрации общедолевой собственности на земельный участок. В обоснование административного иска указал, что является собственником квартир N N "адрес". Земельный участок под многоквартирным жилым домом сформирован и в ДД.ММ.ГГГГ году поставлен на государственный кадастровый учет. Он обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации права общедолевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом. Регистрационным органом отказано в государственной регистрации в связи с тем, что не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Галстян В.Р. полагает данное решение незаконным, поскольку земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В данном случае, вынесение какого-либо акта органа местного самоуправления о передаче в собственность собственникам помещений в многоквартирном доме земельного участка под ним, не требуется. Земельный участок в силу закона переходит в собственность собственников помещений многоквартирного дома с момента его формирования и постановки на кадастровый учет. По этим основаниям, Галстян В.Р. просит признать отказ административного ответчика незаконным и обязать Управление Росреестра по Астраханской области зарегистрировать за ним право общедолевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом.
В судебном заседании представитель Галстяна В.Р. по доверенности Рабинович С.М. доводы заявления поддержал в полном объеме.
Представитель Управления Росреестра по Астраханской области по доверенности Лемисова Е.В. с доводами заявления не согласилась.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 12 августа 2015 года отказ Управления Росреестра по Астраханской области в государственной регистрации права общедолевой собственности на земельный участок по "адрес" признан незаконным. На Управление Росреестра по Астраханской области возложена обязанность устранить нарушения прав Галстяна В.Р.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Астраханской области по доверенности Лемисова Е.В. ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права. Представитель Управления указывает, что административный ответчик, отказывая в государственной регистрации, руководствовался статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Данная правовая норма устанавливает порядок и условия перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Она связывает такой переход с необходимостью формирования данного земельного участка, возлагая его осуществление на органы местного самоуправления. В государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены необходимые в соответствии с законом документы. В данном случае, Управление считает, что такие документы не представлены, в связи с чем отказ является правомерным.
На заседание судебной коллегии Галстян В.Р., его представитель, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте слушания по жалобе, не явились. С учетом надлежащего извещения сторон, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителя административного ответчика Лемисовой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Как следует из материалов дела, Галстян В.Р. является собственником квартир N N в домовладении по адресу: "адрес". Земельный участок расположен под многоквартирным жилым домом. Он сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Галстян В.Р. обратился в Управление Росреестра по Астраханской области с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права общей долевой собственности на земельный участок. Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал Галстяну В.Р. в такой государственной регистрации, указав, что на государственную регистрацию не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Принимая решение об удовлетворении административного иска Галстяна В.Р., районный суд пришел к выводу о том, что регистрирующий орган действовал в пределах предоставленных ему полномочий, но с нарушением закона.
Основанием для рассмотрения административного иска об обжаловании действий (решений) органа государственной власти является наличие властного волеизъявления государственного органа, его должностных лиц, выразившееся в соответствующем решении, действии (бездействии), которое непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя. При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган полномочия на совершение действия; соблюден ли порядок совершения действий; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. В силу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Если земельный участок под многоквартирным домом сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 1 марта 2005 года) и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Кодекса. Если земельный участок под многоквартирным домом сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Совокупность приведенных правовых норм свидетельствует о том, что земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Такое же разъяснение содержится и в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П также указывает, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка, проведения его государственного кадастрового учета. Он не предполагает принятие органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка. Такое регулирование согласуется с Гражданским кодексом Российской Федерации, допускающим исключения из общего правила об обусловленности возникновения прав на имущество, подлежащих государственной регистрации.
В данной ситуации, право общей долевой собственности на земельный участок возникло в силу закона с момента формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет. Право собственности на земельный участок, который на 1 марта 2005 года не сформирован, а учтен в государственном кадастре недвижимости после указанной даты, считается возникшим с момента внесения сведений о таком участке в государственный кадастр. Данный факт не требует принятия отдельного акта органа местного самоуправления, поскольку право возникает в силу закона.
Материалами дела подтверждено, что земельный участок по улице "адрес" сформирован и сведения о нем внесены в Государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Общие вопросы образования земельных участков урегулированы нормами главы 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Помимо норм этой главы, нормы, определяющие порядок формирования земельного участка, определения его границ, содержатся и в других нормах Земельного кодекса Российской Федерации, в Федеральном законе "О землеустройстве", в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в некоторых иных федеральных законах, а также в ряде подзаконных актов. Применительно к земельному участку как объекту оборота подлежат применению также специальные правила, предусмотренные статьями 128, 130, 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также государственной регистрацией прав на земельный участок как объект недвижимости (нормы Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются (формируются) при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Этапы формирования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, приведены в статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: составление проекта межевания, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7,10-21, 25-29 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведений об объекте недвижимости. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Анализ приведенных норм закона позволяет сделать вывод о том, что сущность кадастрового учета заключается в фиксации сведений об объекте недвижимого имущества, а кадастровый учет в отношении земельного участка по существу представляет из себя фиксацию сведений об уникальных характеристиках земельного участка. Он является конечной стадией формирования земельного участка.
В пункте 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации права собственности и сделок с ним" указано, что помимо перечисленных в данной норме документов, основаниями для государственной регистрации наличия прав на недвижимое имущество являются иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие прав (абзац 9). В данном случае, таким иным документом, который в силу закона подтверждает возникновение у собственников помещений в многоквартирном доме права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом, является кадастровый паспорт земельного участка, подтверждающий факт его формирования и постановки на кадастровый учет. Кадастровый паспорт на земельный участок административным истцом административному ответчику представлен. В связи с чем, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа Галстяну В.Р. в регистрации права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом со ссылкой на не представление правоустанавливающего документа. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции, удовлетворившим административный иск, правильно применен материальный закон, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Вид судопроизводства определен правильно.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 12 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Росреестра по Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.