Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
Председательствующего Баранова Г.В.
судей областного суда Лавровой С.Е., Хасановой М.М.
при секретаре Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хасановой М.М. дело по апелляционной жалобе П. на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 27 июля 2015 года по заявлению П. о признании незаконным и отмене решения начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 7 мая 2015 года и обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях
УСТАНОВИЛА:
П. обратилась в суд с заявлением в котором просила признавать незаконным и отменить решение начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 7 мая 2015 года и обязать принять ее и дочь П. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указав, что она является вдовой старшего лейтенанта П., умершего " ... " года в период прохождения военной службы. На момент его смерти выслуга в календарном исчислении составляла 14 лет 11 месяцев 6 дней. Во время прохождения военной службы П. и члены его семьи - супруга П.., дочь П. были обеспечены служебным жильем, обшей площадью 31 кв. метров, расположенном в "адрес", в последующем переданное в муниципальную собственность Распоряжением Правительства Российской Федерации N от 6 июля 2000 года. В 2010 году П. приватизировала указанное жилое помещение. Дочь - П. в приватизации не участвовала. Местом постоянного жительства заявитель избрала "адрес", но поскольку проживает в "адрес", полагает, что уровень обеспеченности жилым помещением должен определяться согласно учётной норме, действующей в "адрес" - 11 кв. метров на 1 человека, следовательно, на состав семьи 3 человека (включая умершего супруга) приходится 33 кв. метра жилого помещения, тогда как общая площадь их квартиры составляет 31 кв. метр, в связи с чем отказ начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства
обороны Российской Федерации о принятии её и дочери на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства считает незаконным и подлежащим отмене.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 27 июля 2015 года П. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Определением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 27 июля 2015 года производство по гражданскому делу по заявлению П. в части заявленных требований в интересах П. - прекращено.
В апелляционной жалобе П. ставит вопрос об отмене решения ввиду неправильного истолкования судом примененных положений законодательства, полагает ошибочными выводы суда о том, что право на обеспечение жилыми помещениями за членами семьи умершего военнослужащего сохраняется только в случае, признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма при жизни самого военнослужащего. Заявитель также считает, что наличие у нее в собственности жилого помещения по адресу: "адрес" с учетом положений подпункта 2 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта 1 статьи 15 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" не лишает ее права как члена семьи военнослужащего на получения жилого помещения по договору социального найма в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N1280. Также заявитель полагает, что судом при рассмотрении дела нарушены нормы процессуального права.
На заседание судебной коллегии П., представитель ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
С учетом изложенного, а также положений статьи 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что
нарушены их права и свободы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что П. является вдовой П. проходившего военную службу в звании старшего лейтенанта, в связи со смертью исключенного из списков состава части приказом N от " ... " года. Выслуга лет П. в Вооруженных силах Российской Федерации на момент смерти составила 14 лет 11 месяцев 6 дней.
П. обратилась в ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии ее и дочери - П. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N от 7 мая 2015 года П. отказано в принятии ее и дочери на учет, поскольку они не признаны нуждающимися в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что П. во время прохождения военной службы не был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем пришел к выводу о законности оспариваемого решения, отсутствии правовых оснований для признания П. нуждающейся в жилых помещениях. При этом, районный суд учел необходимость определения нуждаемости по месту избранного места жительства.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, полагая их обоснованными, с учетом исследованных доказательств и положений законодательства.
Согласно статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Положениями пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Исходя из приведенных норм права в качестве обязательных условий для получения жилья членами семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, является признание военнослужащего и членов его семьи до гибели (смерти) военнослужащего нуждающимися в жилом помещении в соответствующем военном ведомстве и сохранение у членов семьи оснований нуждаемости после гибели (смерти военнослужащего).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 года N451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения уровня социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членов семей военнослужащих проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения службы, жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших на момент гибели (смерти) военнослужащего.
Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденными Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 года N512 установлено, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Положениями статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Исходя из положений статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных решением исполкома Московского областного Совета народных депутатов и президиума Московского областного Совета профессиональных союзов от 29 декабря 1984 года N 1728/24 действующих на момент смерти военнослужащего П., нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. На территории Московской области нуждающимися в улучшении жилищных условий являются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв. метров.
Решением Подольского городского Совета депутатов Московской области от 19 июля 2005 года N37/4 "Об утверждении нормы предоставления и учётной нормы жилого помещения на территории Московской области в г. Подольск" на территории г. Подольск, Московской области учётная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 8 кв. метров для граждан, проживающих в отдельных квартирах.
Из материалов дела следует, что согласно ордера на вселение в жилое помещение N от " ... " года, П. и члены его семьи были обеспечены Министерством обороны СССР жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", жилой площадью 18 кв. метр, общая площадь жилого помещения составляла 31 кв. метр.
В настоящее время П. зарегистрирована и проживает в "адрес" в жилом помещении, предоставленном военнослужащему П. и членам его семьи. На основании договора передачи N от " ... " года заявитель является в целом собственником жилого помещения по адресу: "адрес". Площадь занимаемого жилого помещения также составляет 31 кв. метр. Вместе с тем, избранным местом жительства заявителя является "адрес".
Таким образом, на момент смерти военнослужащего П. также нельзя признать нуждающимся в жилом помещении, поскольку занимаемое им и членами семьи жилое помещение превышала установленные учетные нормы предоставления жилого помещения, действующие в 1992 году.
Таким образом, вопреки доводов апелляционной жалобы, отказывая заявителю в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из того, что оспариваемым решением начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации права и охраняемые законом интересы П. не нарушены, поскольку право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства принадлежит членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего в случае наличия до гибели (смерти) самого погибшего (умершего) военнослужащего и членов семьи статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий или наличия факта нуждаемости. Поскольку до момента гибели (смерти) военнослужащего П. ни он, ни члены его семьи не были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Кроме того, факт нуждаемости до момента гибели (смерти) военнослужащего П. в жилом помещении также своего подтверждения не нашел.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о применении к спорным правоотношениям положений Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", которым утверждены "Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", "Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений" во взаимосвязи с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта 1 статьи 15 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", поскольку его применение не распространяется на правоотношения сторон, возникшие на день смерти военнослужащего П..
Доводы апелляционной жалобы о допущенных судом процессуальных нарушениях в части превышения сроков рассмотрения дела, предложения о замене заинтересованного лица при рассмотрении дела, не являются основанием для отмены судебного решения, поскольку не влекут за собой нарушение прав заявителя. При этом, судебная коллегия обращает внимание на то, что превышение судом сроков рассмотрения дела связано с отдаленностью месторасположения заинтересованного лица ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения".
Несостоятельными признаются доводы жалобы и в части не оглашения судом при рассмотрении дела возражений представителя ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на заявленные требования П., поскольку исходя из протокола судебного заседания от 27 июля 2015 года они судом исследованы.
Наличие определения суда о прекращении производства по делу в отношении дочери заявителя - П., в интересах которой были заявлены требования, также не может служить основанием для отмены судебного решения, поскольку П. в суд с заявлением об оспаривании решения начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" не обращалась, свои права в этой части заявителю П. не делегировала.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, не усматривается.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 27 июля 2015 года оставить без изменений апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.